Ви є тут

Современная российская модель защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей: социологический анализ : На материалах Кемеровской области

Автор: 
Соколова Мария Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276446
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................3
ф ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения
прав детей, оставшихся без попечения родителей..................18
§1 Историко-логический анализ становления социального института защиты нрав детей, оставшихся без
попечения родителей..........................................18
§2 Основные права детей, определённые
законодательством Российской Федерации.......................35
§3 Проблемы защиты прав детей, оставшихся без
® попечения родителей...........................................46
ГЛАВА 2. Социологический анализ комплексной практики функционирования служб, осуществляющих защиту прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей.............76
§1 Динамика законодательной базы в области защиты
в прав детей, оставшихся без попечения родителей ...............76
§2 Структурно-технологический анализ деятельности служб, осуществляющих защиту' прав детей, оставшихся
без попечения родителей......................................97
§3 Инновационная методика профилактической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в
® деятельности социальных служб................................119
* Заключение..........................................................138
Список литературы..............................................144
Приложения.......................................................1
Введение
Актуальность исследования модели защиты прав с детьми, оставшимися без попечения родителей, обусловлена рядом причин. Среди них существенным является влияние изменившихся социально-экономических условий на положение и социальное устройство части населения, которая может быть отнесена к группе риска. Здесь можно выделить следующие факторы:
- экономическая незащищенность семьи и, как следствие, во многих случаях, распад семьи;
- в силу возникновения и развития рыночных отношений - распад системы дошкольных образовательных учреждений разного уровня и типа;
- разрушение преемственности и связей между различными социальными институтами, обеспечивающими социальную защищенность детей, и, как следствие, резкое увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из принципов регулирования семейных отношений является обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (ст. 1 п. 3 Семейного кодекса РФ). Это означает, что ребенок рассматривается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти, как личность, наделенная соответствующими правами и нуждающаяся в силу возраста в поддержке и защите.
Семейный кодекс РФ содержит целый ряд норм (например, разделы 4 - 6 и другие), обеспечивающих непосредственную реализацию вышеуказанного принципа. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Семейного кодекса РФ Россия обязана добросовестно выполнять нормы международного права, в частности, Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и другие.
становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.
После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом. На смену языческим предписаниям пришли церковные17. Поэтому, с одной стороны, отношения, связанные с браком, детьми, регулировались правилами, уходящими своими корнями в далекое прошлое, старинными обычаями, с другой - нормами канонического (церковного) права. Первые объединяла в себе "Правда Роськая" - "Русская Правда", вторые - так называемая, Кормчая книга. Монгольское языческое право (яссак) «никогда не навязывалось»18
Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались сосредоточением социальной помощи сирым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты.
Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное "сыновство", как прием "стороннего" в состав семьи, совершалось в России "издревле"19, то есть и в пору язычества. К такому выводу приходит А.И. Загоровский, "поскольку крестьяне часто практикуют усыновление, а в быту простого народа древние институты находят отголосок"20.
В пору христианства совершалось усыновление "посредством особого акта, исходящего от церковной власти, освящалось оно особым
17 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. Законодательство Древней Руси. -М., 1984.-С. 45.
11 Рене Давид. Основные правовые системы современности (сравни-тельное право). - М., 1967. - С.32.
19
Владимирский-Буданов М. Обзор истории русского права. - Киев,1886, Вып. 2. - С. 56.
20 Загоровский Л.И. Курс семейного права. -Одесса, 1909. -С. 14.
20
церковным обрядом сынотворенья"21. Другими словами, "для силы усыновления требовалось утверждение акта его епархиальным архиереем"22 при соблюдении определенного церковного обряда. Таковы были предписания относительно усыновления, вытекающие из византийского права, оказывавшего в то время влияние на русскую жизнь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время:
- через обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых русских местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровыо. Имитировать роды мог и мужчина. И "обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождался им усыновлением ребенка"23;
- в языческое время через женитьбу на вдове брата (например, усыновление Святополка Владимиром);
- через фактический прием усыновляемого в дом;
- через особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым24.
Если говорить об опеке над несовершеннолетними, то она тоже уходит своими корнями далеко в глубь истории. Потребность в ней существовала во "все времена, даже в эпоху господства большой
л с
патриархальной семьи" . И всегда она связана с заменой родительской власти26. Именно "этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов"27. Но первоначально опека возникает не столь по соображениям нравственного порядка -позаботится о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего.
Владимирский-Буданов М. Обзор истории русского права. - Киев, 1886, Вып. 2. - С. 56.
22 Загоровский А.И. Курс семейного права. - Одесса, 1909. - С. 14.
2} Косвен М.О. Матриархат. -М-Л., 1948. - С. 64.
24 Владимирский-Буданов М. Обзор истории русского права. - Киев, 1886, Вып. 2. - С.43.
25 Шсршснсвич Г. Ф. Учебник русского гражданскаго права. - Казань, 1894. - С. 12.
26 Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. - СПб., 1897., T22.kii.43.
27 Невзоров А. Опека над несовершеннолетними. - Ревель, 1892. - С. 6.