Ви є тут

Социальные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте социального действия

Автор: 
Маслова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192317
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................ 3
Глава 1. Теоретические основания социальных практик
реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья................................................... 17
§1.1. Концептуализация основных социологических подходов к изучению социальных практик реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья................... 17
§ 1.2. Сравнительный анализ социальных практик
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере изучения и обобщения отечественного и британского опыта).................... 47
Глава 2. Социологический анализ процесса формирования
социальных практик реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья.................................... 101
§ 2.1. Социальные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: от методологических оснований к проведению
эмпирического исследования............................ 101
§ 2.2. Факторы успешности социальных практик
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: по итогам социологического исследования.... 128
Заключение........................................................ 175
Список использованной литературы.................................. 185
Приложения........................................................ 201
3
Введение
Современное состояние российского общества характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и необходимостью создания условий для их успешной социализации и интеграции в общество. В России за последние 10 лет число детей данной категории увеличилось в 4 раза и достигло более 600 тысяч. В Самарской области численность детей-инвалидов составляет около 2% от общего числа детского населения, что выше показателя по Российской Федерации - 1,3%, но существенно ниже общемирового уровня, который, по мнению экспертов ВОЗ, составляет в настоящее время 3% от всей детской популяции. Наряду с медицинской и трудовой реабилитацией для детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым участие в программах социальной реабилитации, основная цель которых - успешная социализация и интеграция в общество. Обеспечение условий, способствующих социальной интеграции, социализации и оптимальному индивидуальному развитию детей - важнейшая проблема правового, демократического государства1.
Одним из показателей успешной социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие так называемого «социализированного действия», или комплекса основных навыков - трудовых и социальных, включая навыки самообслуживания, а также личностных качеств, необходимых детям для нормального функционирования в обществе, а в дальнейшем и для участия в трудовой и профессиональной деятельности. На решении данной задачи акцентируют внимание современные
* См.: Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. - М.: Издательство РИОР, 2006. - Ст. 23; Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. -Ст. 38; Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой
8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - М.: Приор, 2001.- 94 с.; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - 1998. - Кг 31.-Ст. 3802.
Проблематика социального действия сформировалась и детально разрабатывалась в рамках понимающей социологии (интерпретативной парадигмы). Г.Зиммель и М.Вебер - классики интерпретативного направления - подчеркивали констутивную (то есть «образующую») роль человеческой субъективности и целенаправленной деятельности в создании социального мира как предмета социальных наук, принципиально отличного от физического мира причин и следствий. В умеренной версии интерпретативной доктрины, обоснованной еще М.Вебером, задача причинного объяснения
интенционального действия и раскрытия идеально типических закономерностей рассматривается в качестве ключевой. Некоторые более поздние и радикальные версии интерпретативного подхода, испытавшие влияние феноменологической философии (прежде всего, А.Бергсона, Э.Гуссерля и А.Шюца), отказались от идеи относительной автономии социального мира от человеческой субъективности, а также от идеи причинной обусловленности сознания, и приняли тезис «социального конструирования» реальности. С этой точки зрения главной задачей и принципом
социологической интерпретации социального мира является истолковывание
социального взаимодействия с точки зрения действующих, предположительно имеющих преимущественный, индивидуальный доступ к содержанию своего сознания и собственным интенциям. Новейшие интерпретативные теории ориентированы на исследование осмысленности, правильности и предсказуемости социального взаимодействия, на изучение ситуативно обусловленного «порождения» смыслов и правил, то есть собственно на изучение того, что воспринималось в более ранних версиях интерпретативизма как данность, первичная характеристика «человеческого состояния»
(этнометодология, драматургическая социология). Среди попыток синтеза сильных сторон интерпретативного подхода к анализу социального действия с преимуществами структуралистского и натуралистского подходов к объяснению макросоциальных явлений можно упомянуть теорию структурации
28
Э.Гидденса, морфогенетическую теорию М.Арчер, реляционную социологию М.Эмирбайера и его коллег.
Классическая формулировка теории деятельности в социологии была дана М.Вебером, который определил социологию как науку, нацеленную на «истолковывающее понимание» социального действия и, следовательно, «причинное объяснение его способа и последствий»12. Согласно Веберу, сознательное смысловое отношение «цель - средства», определяющее чистый, или «идеальный» тип объясняемого действия, во-первых, а также волевое усилие, необходимое для поведенческого исполнения этого отношения, во-вторых, являются необходимыми и достаточными причинами действия, тогда как объяснительный статус любых «внешних», нементальных причин связан с их способностью или неспособностью объяснить наблюдаемые отклонения от воплощения чистой «субъективной интенции» в мире «природных» причин,и следствий. Вебер проводит разграничение между социальным и несоциальным действием. Критерием здесь выступает не столько причинная зависимость между поступками других людей и поведением индивида, сколько собственно «ориентация по смыслу» на прошлое, настоящее или впредь ожидаемое поведение «других»13. Вебер предложил типологию социального действия, разделяющей традиционное, аффективное, целенаправленное и ценностно-рациональное действие14. Традиционные действия - это действия, основанные на длительной привычке. Аффективные действия - действия, обусловленные аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Целерациональное (или инструментальное действие) есть действие, при котором деятель не только сравнивает различные средства достижения цели, но также оценивает полезность самой цели. При ценностно-рациональном действии деятель воспринимает цель как нечто самодостаточное, как цель в себе, и может даже не сравнивать различные средства ее достижения. Вебер поясняет, что эти
12 Ц»гг. по: Всбср, М. Избранные произведения / М. Вебер / сост. Ю.Н.Давыдов; под общ. ред. Ю.Н.Давыдова. -М.: Прогресс, 1990. С. 602.
13 Там же. С. 625-628.
14 Там же. С. 628-630.