Ви є тут

Гражданское согласие как фактор стабилизации трансформирующегося российского общества : На материалах Республики Бурятия

Автор: 
Микульчинова Елена Арсентьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274416
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.....................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
гражданского согласия.................................13
1.1. Становление и развитие идеи гражданского согласия
в зарубежном и отечественном обществознании...........13
1.2.Генезис гражданского согласия.......................33
Глава II. Реалии гражданского согласия в условиях трансформации
российского общества..................................53
& У
2.1. Гражданское согласие как ментальная основа стабилизации российского общества.......................53
2.2. Динамика и тенденции этнополитических предпочтений населения Республики Бурятия................71
2.3. Особенности формирования гражданского согласия
в современном российском обществе.....................99
Заключение....................................................127
Библиография..................................................132
Приложения....................................................147
Введение
Актуальность исследования.
Актуальность исследования определяется теоретической и практической необходимостью отыскания путей, способов и форм преобразования современного российского общества и преодоления негативных тенденций и процессов. Движение нашего общества по- пути демократических преобразований достаточно - трудный и противоречивый процесс. Некогда стройная система социальных связей, рухнула, уступив место хаосу и нестабильности. Но общество в силу своей организации не может долго пребывать в. состоянии кризиса. Естественное стремление людей- к стабильности стимулирует процессы самоорганизации общества, становление новых социальных структур, призванных обеспечить переход общества- к системе устойчивых отношений.
Формирование и- поддержание гражданского согласия и общественного порядка - это актуальная проблема современности, а не трудности отдельной страны. Ученые пытаются осмыслить глобальную человеческую ситуацию, определить оптимальное направление развития человечества. Проблема гражданского согласия актуальна, поскольку уровень согласия определяет динамику развития общества, его целостность и благополучие.
Реформирование России на абсолютизации экономических и социальновластных интересов в ущерб духовным; социокультурным факторам привело к глубокому системному кризису общества. В полиэтнической России цель достижения устойчивого развития сопряжена с необходимостью установления гражданского мира и национального согласия. Поэтому, не только устойчивое развитие, но и выживание российского общества зависит от того, насколько оно сумеет утвердить устои гражданского согласия.
Актуальность исследования проблем усиливается в силу специфических для Российской Федерации и Республики обстоятельств. Во-первых, в обществе происходит смена общественного строя, которое требует согласия и в экономической, и в социальной, и в политической сферах общественной жизни,
его служением обществу и государству, разумное управление государством рассматривается как проявление высшей добродетели2.
Необходимо отметить, что1 согласие у Платона несколько мифологизировано, Аристотель же относит согласие к естественному интересу, так как оно естественно для людей. Это означает следующее: с одной стороны, изначальный естественный интерес жить в согласии со всеми задает цель -поддерживать и укреплять его. С другой стороны, присущий интерес людям совпадает с функциями полиса, который создает условия для согласия. 'Демократический строй, - отмечал Аристотель, - представляет большую безопасность и реже влечет за собой внутренние распри', ибо народ и каждый гражданин в. отдельности 'сам против себя... бунтовать не станет3. Он рассматривал и «спасительные меры», обеспечивающие стабильность, устойчивость общества и предотвращающие смуты, восстания, мятежи, перевороты, распри и т. п. К таким мерам Аристотель относил: высшую щепетильность властителей в выполнении законов, предохранение всех от правонарушений; разрешение возникающих в политической сфере раздоров исключительно законными средствами; воспитание правителей и народа а духе уважения закона, дисциплины; («недисциплинирован один,, недисциплинирован© и все государство»); умение заблаговременно видеть, чувствовать, сдерживать и сводить на нет 'разрушительное начало', заботиться об объединении и усилении демократической части общества; честность, справедливость, мудрость власти и т. п.4.
В средневековье утвердилось теоцентристская картина мира. По этой логике согласия - выражение воли Бога как фиксация божественного порядка. Во* всех мировых религиях прослеживается общая линия: мистификация согласия, на деление его сакральным содержанием. Средневековый мыслитель Фома Аквинский вносит интересную трактовку согласия: согласие есть подчинение высшему, ибо подчинение - добродетель подданных. В своей
2 Етсуков А.Н., Соколова Г.Н. и др. История социологии. Минск, 1997. С.5-8.
3 Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. С.529
4 Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. С.544-551.
работе «О правлении владык» Фома Аквинский интерпретирует общественные отношения в контексте этической проблематики. Философ стремится согласовать основные этические регуляторы с базовыми концептами теории права. По его версии, следует различать три вида законов. Первым законом является вечный закон, представляющий собой совокупность правил божественного руководства миром, этот рациональный проект даруется людям Богом посредством откровения. Частным проявлением верховного закона выступает закон естественный; согласно ему, люди, будучи существами рациональными, стараются придерживаться социальной максимы: твори добро и не делай зла. Равняясь по данному закону, общество руководствуется; принципом, справедливости и согласия, который рекомендует в спорных случаях апеллировать к Богу. Согласно естественному закону, благом для любого человека будет следование императивам собственной природы. Но высшим критерием естественного соответствия для человека выступают жизнь в бесконфликтном обществе и стремление познать истину.
В эпоху Возрождения место конфликта занимают поиски согласия и гармонии. В гуманистической культуре Возрождения согласии понимается как проблема достоинства человека, возвышение его от животного состояния до истинно человеческого.
Не случайно в первой половине XVI века на почве гражданского гуманизма выросли два новых направления в развитии европейской общественно-политической мысли: политический реализм Николо Макиавелли и утопические социалистические учения Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Человек, по Макиавелли, как социальное явление, как единица неизмеримо-меньше,, чем целое - государство.. Правильное управление государством заставляет разделить участь других в интересах государства, то есть жить в согласии с другими. Постулатами данной теории являются благополучие и силы государства. Поэтому для достижения согласия ради- благополучия государства пригодны всякие, даже аморальные средства, учитывая тот контекст, что в Италии того времени не утихали распри между аристократами и