Ви є тут

Дополнительное профессиональное образование как условие становления малого предпринимательства

Автор: 
Санаткина Марина Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000260185
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.
.§.„.,,1. . Генезис и сущность понятий “предприниматель” и
#
“предпринимательство”.............................................. 13
§ 2. Специфика малого бизнеса в современных обществах с рыночной
экономикой..........................................................28
§ 3. Особенности становления российского малого
предпринимательства............................................... 41
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
§ 1. Образование и дополнительное профессиональное образование как
социологические категории...........................................72
§ 2. Характерные черты зарубежного бизнес-образования и российского
дополнительного профессионального образования.......................87
§ 3. Подходы и новые технологии обучения в дополнительном
профессиональном образовании.................л.................... 108
§ 4. Состояние системы дополнительного профессионального образования в
Республике Татарстан...............................................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................148
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................159
}
3
ВВЕДЕНИЕ
‘ Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в России, привели к качественной трансформации всей социально-экономической системы. Дифференциация собственности, развитие рынка, глубокие перемены в системе занятости, социальная аномия определяют изменения в социальной структуре
.г- Л
российского общества. Эго проявляется прежде всего в том, что численность и социальная роль классов, функционировавших ранее, значительно снижены. Появляются и формируются новые социоструктурныс образования со своими специфическими интересами. Одной из наиболее динамично развивающихся социальных групп являются предприниматели. Видное место в их составе занимают представители малого бизнеса, которых социологи относят к среднему слою стратификационной модели современного российского общества. В развитых странах рыночного типа средний слой олицетворяет собою устойчивость и стабильность общества в целом и экономическое благополучие основной массы населения.*'Малое предпринимательство создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, развитию конкуренции, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
Возрождение России напрямую связывается со становлением и развитием малого предпринимательства, отсюда вытекает необходимость комплексного изучения социальных характеристик его представителей, а также условий, способствующих и препятствующих формированию указанной социальной группы в структу ре российского общества.
Предприниматели действуют в сложной рыночной среде, которая характеризуется жесткой конкуренцией, сменой различных ситуаций, а в нашей стране еще и постоянными кризисными процессами. Для того, чтобы уметь ориентироваться в этих условиях и добиваться нужных результатов, предпринимателям необходимо владеть знаниями ключевых для рыночной экономики областей - маркетинг, менеджмент, финансы. Они должны уметь изучать рынок, потребительский спрос, знать сильные и слабые стороны своих конкурентов, быть фамотными в правовых аспектах предпринимательской деятельности.
18
непременная предпосылка экономического развития этносов. Не отрицая определенной роли протестантской идеи в стимулировании предпринимательской этики труда, отметим, что “экономические чудеса” продемонстрировали и страны с конфуцианским, буддийским или мусульманским миросозерцанием.
В начале XX века начинается третий период в изучении предпринимательской функции и концепция предпринимательства получает свое дальнейшее развитие. Существенный вклад в исследование этой проблемы внес немецкий ученый Й.Шумпетер. В своем труде “Теория экономического развития” (1912 г.) он также, как и классики, рассматриваег экономику в плане тенденции народного хозяйства к равновесию. Однако центральным объектом его экономического исследования стала фигура предпринимателя, деятельность которого определяла форму и содержание всех динамических изменений в экономике, ее развития (перехода от одного равновесного состояния к другому). Й.Шумпетер считал, что предпринимательская деятельность лежит в основе всякого развития и является свойством любой экономической системы. Предприниматель у Й.Шумпетера - субъект инновационной деятельности, реализующий различные “новые комбинации” факторов производства, в осуществление которых входит (1):
• изготовление нового потребительского блага, усовершенствование существующих благ;
• внедрение новых методов производства;
• использование новых научных открытий;
• освоение новых рынков сбыта;
• получение нового источника сырья;
• проведение реорганизации производства, обеспечение нового монопольного положения и т.д.
Й.Шумпетер видел задачу предпринимателя в “созидательном разрушении”: предприниматель не приспосабливается к экономической конъюнктуре, а “раскачивает и дезорганизует” экономическую систему, одновременно, как это не парадоксально, разрешая своей деятельностью ее многочисленные коллизии, связанные с противоречиями в экономике между статикой и динамикой, между традиционным и нетрадиционным экономическим поведением.
(1) См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982. - С. 159.
19
По нашему мнению, Й.Шумпетер абсолютизирует новаторство как необходимый признак предпринимательской деятельности. Но предпринимательство включает в себя ряд других неотъемлемых элементов. Также нельзя согласиться с тем, что Й.Шумпетер не выделяет предпринимателей в самостоятельную социальную группу, а относит к ним различных по своему социальному положению, интересам и функциональным обязанностям субъектов, в том числе наемных рабочих и служащих.
Большинство современных исследователей поддерживают и развивают концепцию И.Шумпетера, придавая важнейшее значение новаторской функции предпринимателя. Среди отечественных ученых последователем Й.Шумпетера является А.И.Агеев, который к необходимым свойствам предпринимательства относит организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. “Предпринимательство относится к классу новаторской экономической деятельности. Однако это новаторство особого рода - в комбинировании производственных факторов. Иначе говоря, речь идет о создании, изменении или развитии организационных структур с целью открытия или роста производства тех и или иных товаров или услуг. Подобное изменение может принимать множество форм - создание нового предприятия или реорганизация старого, установление новых, модификация или ликвидация существующих связей и т.д.
Экономическая свобода означает наличие у хозяйственного субъекта определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использованию продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Ряд иных характеристик (несение риска, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) является либо производным,... либо дополняющим.”(1)
Большой вклад в объяснение специфической функции предпринимателя несением бремени риска в условиях неопределенного спроса внес американский экономист Ф.Найт, опубликовав в 1921 г. работу по теории прибыли “Риск, неопределенность и прибыль”. В отечественной науке данный аспект проблемы
(1) Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 1991.- С. 10.