2
Оглавление
Введение.........................................................3
Глава I. Анализ девиантного (отклоняющегося) поведения
как объекта социальной работы...................................16
§1 .Сущность и основные характеристики девиантного поведения. 16
§2.Понимание девиантного поведения в классических и
современных социологических концепциях.......................25
§З.Роль социального контроля и социальной работы в превенции и
профилактике девиаций........................................37
Глава 2. Социально опасное девиантное поведение: масштабы,
тенденции, трансформация форм...................................49
§1. Преступность и социальная сигуация в современной России...51
§2. Социально-экономические изменения и алкоголизация
российского общссгва............................................58
§3.Наркоситуация в России: тенденции и масштабы.................63
§4.Суицидальное поведение как индикатор общественного
благополучия...................................................70
§5.Проблема проституции в социокультурном контексте.............77
Глава 3. Бездомность как социальное явление: социологический
подход.........................................................83
§1 Понятие бездомности как социального феномена.................84
§2.Положение бездомных в социальной структуре современного
российского общества............................................91
§З.Роль социальных работников в изменении ситуации с бездомными
в Санкт-Петербурге (опыт эмпирического исследования)..........123
Заключение....................................................132
Библиография..................................................137
Приложение 1...................................................148
Приложение 2...................................................168
3
Введение
Сложность и многообразие общеегвенной жизни делают ее подобно живому организму, органы которого выполняю! определенную функцию, в котором происходят процессы либо поддерживающие нормальную жизнедеятельность, либо, напротив, подрывающие ее. Существование, развитие, функционирование социума постоянно сопровождается не только стабильными, закономерными, позитивными, но и нежелательными, негативными, отклоняющимися (от нормы) процессами. Сложная социальная система представлена целым рядом подсистем, явлений разного типа человеческой деятельности. Индивидуальное поведение человека детерминировано находящимися в диалектической связи специфическими социальными и несоциальными факторами. В определенной ситуации отдельные поступки, индивидуальные поведенческие акты становятся типичными, характерными для определенной социальной группы. При этом вырабатываются и поддерживаются определенные правила, образцы, нормы поведения, которым следует подавляющее большинство. А оставшееся меньшинство склонно либо к отклонениям от подобных установок (как в положительную, так и в отрицательную сторону), либо к нарушениям таковых. Подобные действия находят сначала выражение на индивидуальном уровне и со временем становятся массовыми, социальным явлением, сказываясь и на самих индивидах, и на социальном организме (социуме) в целом.
Соотнесение человеческого поведения с нормой всегда была акту-альной проблемой. Во все времена интерес общества, исследователей вызывал феномен неординарного, отклоняющегося (девиантного) поведения человека (в различных аспектах: медицинском, психологическом, этическом, правовом, социологическом и др.), причины, мотивы его возникновения, последствия, средства превенции и профилактики. Задача, связан-
16
Глава 1. Анализ девиантного (отклоняющегося) поведения как объекта социальной работы
§1. Сущность и основные характеристики девиантного поведения
Постановка вопроса о норме и отклоняющемся поведении при всей своей специфике имеет давние и глубокие истоки в тех далеких доисторических временах, когда шел процесс выделение людей из животного царства, перехода от животной стадности к человеческой общности с характерными для нее качественно новыми формами регуляции коллективного и индивидуального поведения. Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие “норма”. Слово “норма” пришло в русскую речь из латинского языка и означает руководящее начало, правило, образец.
Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. «Социальная норма это спонтанно сложившаяся в обычаях и традициях и/или сознательно установленная законодателем мера обязательного, дозволенного или запрещенного поведения и деятельности людей »(123, с.22).
Нормы воплощаются в юридических законах, морали, этике и пр. Также социальные нормы - предписания, требования, пожелания, ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Прежде чем действовать, человеку необходимо выяснить цель, определить средства ее достижения, выбрать себе стабильные ориентиры социальной активности. Такими стабильными ориентирами выступают для личности определенные ценности и нормы, которые выражают суть ценностных
17
ориентаций. Ценностные ориентации не возникают у человека внезапно, а формируются постепенно на протяжении всего процесса социализации индивида. Под ценностями понимаются '‘предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства их удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала”(101,с.148). Нормы - стражники ценностей, они олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т.д. В нашей социологической литературе встречается мысль о том, что “следовало бы более строго различать социальные ценности как атрибут культурных ориентаций и социальные нормы, которые выступают в качестве элементов социальной организации общества. Ценностные ориентации личности оказываются, в сущности, ценностно-нормативными, т.е. личность ориентируется на ценности и нормы одновременно. Их специфика всплывает на поверхность лишь в зависимости от степени актуальности каждой из них”(82, с.39- 40). Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Социальная норма выступает также в качестве “неотъемлемого элемента общественного управления, одного из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средством контроля со стороны общества за их поведением” (102,с.74). Нормы исторически изменчивы и в них проявляются многие внутренние и внешние противоречия общества. Нормы определяют основные цели, границы, условия и формы поведения в наиболее важных для общества или социальной группы областях жизни. Их можно рассматривать как модели реального поведения людей, программы их практической деятельности в связи с той или иной ситуацией. Перечисляя виды нормативных систем, обычно называ-
- Київ+380960830922