Ви є тут

Взаимодействие политической элиты и государственной службы как социально-управленческих институтов

Автор: 
Бочманов Виктор Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
192990
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................
ГЛАВА I. Институциональный характер
взаимодействия политической элиты и государственной службы................
1.1. Институциональный анализ взаимодействия политической элиты и государственной службы......................................
1.2. Политическая элита как социально-управленческий институт.....................
1.3. Государственная служба как социально-управленческий институт.....................
ГЛАВА II. Взаимодействие социально-управленческих институтов политической элиты и государственной службы...........................
2.1. Взаимодействие как социальная форма связи политической элиты и государственной службы......................................
2.2. Влияние политической элиты на государственную службу......................
2.3. Воздействие государственной службы на политическую элиту..........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ........................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, изучение взаимодействия социальных институтов является одной из важнейших задач социологии. Выявление его особенностей в условиях переходного периода от одного социально-экономического и политического устройства к другому имеет большое теоретическое значение.
Во-вторых, система государственного управления в Российской Федерации, несмотря на внешнюю демократичность и освоение правовых форм деятельности, не обеспечивает достижения социально значимых результатов в развитии российского общества и государства. В итоге остаются низкими темпы экономического роста, снижаются реальные доходы большей части населения, увеличивается масштаб коррупции и преступности. Важнейшими субъектами государственного управления являются социальные группы политиков и государственных служащих. Выявление причин, мешающих им работать эффективно, способствовало бы разработке мер по более полному удовлетворению потребностей общества в качественном современном государственном управлении.
В-третьих, неэффективность государственного аппарата в значительной степени связана с тем, ’что политики и государственные служащие в процессе управления руководствуются устаревшими принципами и нормами взаимоотношений. Сохраняется влияние жесткой иерархии, личных связей, стремление к доминированию корпоративных интересов. Разработка новых принципов взаимодействия между двумя основными компонентами системы государственного управления является непременным условием приведения его в соответствие с потребностями дальнейшего развития общества и государства.
В-четвертых, при проведении социальной и кадровой политики государства, а также в правовых нормах, касающихся элиты и государственной службы, не учитывается необходимость институционального подхода к данным группам управленцев. Вследствие этого не уделяется должного внимания институционализации политической элиты и государственной службы, выработке соответствующих целей, норм, ценностей.
13
Институциональный подход позволяет глубже исследовать политическую элиту и государственную’ службу как общественные образования, обеспечивающие интеграцию специалистов политического и административного управления в общество, сохранение и развитие управленческой культуры, ее ценностей.
Социальные институты политической элиты и государственной службы представляют собой объединения людей, которые посредством своих особых социальных статусов, через распределение функциональных обязанностей между членами институтов обеспечивают стабильность государства и общества как социальных систем, являясь механизмами их воспроизводства.
Исследуемые институты обеспечивают разделение труда между подсистемами государства как целостности и дальнейшую его кооперацию.
Поведение политиков и государственных служащих в обществе в значительной степени носит институциональный характер, т.е. регулируется социальными нормами. Что касается неформального поведения этих категорий работников, то здесь в виде социальных норм выступают традиции и обычаи, которые не всегда совпадают с господствующей в обществе официальной системой нормативного регулирования. В сфере политического и административного управления многие традиции и обычаи достались от прошлых эпох и являются тормозом прогресса в этой сфере государственной деятельности. Социальные институты, таким образом, способствуют закреплению и воспроизводству не только прогрессивных, но и отсталых социальных отношений.
Социальные институты политической элиты и государственной службы нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и делают их обязательными для всех политиков, государственных служащих и многих членов общества. Этим достигается большая предсказуемость действий должностных лиц государства. Граждане, благодаря данным институтам, имеют основания надеяться, что та или иная их потребность будет удовлетворена.
14
Институциональный подход предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий должностных лиц государства наиболее существенных типов управленческих отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями государства как социальной системы.
Обоснование политической элиты и государственной службы как социальных институтов опирается на четыре типа аргументации и объяснения социальных институтов, вскрытых Дж. Хомансом1.
Психологический тип предполагает, что любой социальный институт есть психологическое по своему генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во взаимоотношениях государственной службы и политической элиты такими продуктами обмена являются информация, проекты решений и планов, прогнозы и т.д.
Исторический тип рассматривает социальные институты как конечный продукт исторического развития. Что касается политической элиты и государственной службы, то они прошли длительный путь исторического развития и, несмотря на колебания линии этого развития, сохранили много ценностей, традиций и обычаев.
Особое значение имеет структурный тип объяснения и обоснования социальных институтов, предполагающий рассмотрение каждого института как следствие своих отношений с другими социальными институтами. Государственная служба и политическая элита во многом являются следствием отношений друг с другом как социальными институтами.
Функциональный тип означает, что социальные институты существуют постольку, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению целостности. Политическая элита и государственная служба выполняют сходные функции, удовлетворяя потребность общества в государственном управлении.
В целом институциональный анализ предполагает определение сущности изучаемых социальных институтов, формирование понятий о
1 Homans G.S. The sociological of behaviorism//Behavioral sociology / Eds. R. Burgess, D. Burhell. N. V. 1969. P. 6.