Диссертация выполнена в Учреждении Российской академии наук
Институт социологии РАН Центр исследований социальной структуры и социального расслоения
Научный руководитель:
доктор философских наук
профессор Голенкова Зинаида Тихоновна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук
профессор Ключарев Григорий Артурович
кандидат социологических наук Вахш гайн Виктор Семенович
Ведущая организация:
Российский университет дружбы народов
)
\.
I
ВВЕДЕНИЕ......................................................4
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ............................27
1.1. Непрерывное образование в контексте философских и социологических теории........................................................27
1.2. Концепция непрерывного образования и ее основные понятия.44
ГЛАВА II. РОЛЬ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..............................................................56
2.1. Стратегии непрерывного образования за рубежом: место и роль вузов ..56
2.2. Методологические основания оценки роли вузов в развитии
непрерывного образования......................................73
ГЛАВА III. ОЦЕНКА РОЛИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ.............................................84
3.1. Анализ потенциала и потребностей Республики Адыгея в контексте развития непрерывного образования.............................84
3.2. Оценка рационального использования потенциала региональных вузов
для социально-экономического развития Республики Адыгея......139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................159
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................174
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................191
3
Предмет исследования - интеграция вузов Республики Адыгея в систему общественного развития региона через предоставление услуг непрерывного образования.
Целью исследования является оценка роли вузов Республики Адыгея в развитии системы непрерывного образования как фактора, способствующего улучшению общественной и социально-экономической ситуации в регионе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) определение изменений перспектив в оценке непрерывного образования в контексте различных философских и социологических теорий;
2) операционализация основных понятий концепции непрерывного образования как основы оценки роли в нем современных вузов;
3) изучение зарубежного опыта участия вузов в региональном развитии через предоставление услуг непрерывного образования;
4) сравнение подходов к реализации политики непрерывного образования за рубежом и в России;
5) описание методики оценки участия вузов в развитии непрерывного образования через анализ их интеграции в региональное развитие;
6) изучение потенциала и определение потребностей Республики Адыгея в развитии непрерывного образования как фактора социально-экономического развития региона;
7) оценка практик использования ресурсного потенциала вузов Республики Адыгея для решения задач развития системы непрерывного образования и через нее регионального развития. Научная новизна исследования заключается:
1) в систематизации международного опыта исследований роли вузов в региональном развитии и реализации стратегий непрерывного образования;
18
2) комплексном анализе социально-экономического и политического портрета Республики Адыгея;
3) апробации методики Программы институционального управления в сфере высшего образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по изучению и оценке роли вузов в региональном развитии на примере Республики Адыгея;
4) определении принципов анализа интеграции вузов в региональное развитие через предоставление услуг непрерывного образования в России.
Теоретико-методологическими основами исследования являются теоретические положения классичесюгх теорий университетов, положения классических социологических теорий, определяющих значимость образования в целом, и институтов образования, в частности, для социального развития; а также положения современной концепции непрерывного образования (обучения в течение всей жизни), определяющей важность процесса обучения не только для развития индивида, его личностного роста и совершенствования, но и для развития общества в целом и отдельных регионов в частности.
Основные понятия исследования
Понятие обучения в течение всей жизни составляет основу концепции непрерывного образования, при этом в России оба понятия часто используются в качестве эквивалента друг другу.
В. рамках диссертационного исследования во избежание терминологической путаницы под обучением в течение всей жизни понимается комплекс образовательных практик, предпринимаемых индивидом в течение жизни и направленных на совершенствование профессиональных знаний, навыков и компетенций для целей, его личностного, профессионального развития и развития общества в целом.
Под непрерывным образованием понимается как формальная, так и неформальная форма приобретения профессиональных знаний и навыков, где
19
- Київ+380960830922