Ви є тут

Региональные СМИ в структуре российского общества : Социологический аспект

Автор: 
Макаров Владимир Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000251358
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИ Е......................................................... 3
ГЛАВА L ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ........................................................14
§ 1.1. СМИ как* объект социологического исследовании........14
Выводы по разделу 1.1..................................... 43
§ 1.2. Особенности региональных СМИ в современной России н методологические принципы их изучения..,*. .............. 45
Вывод но разделу 1.2...................................... 66
ГЛАВА IL РЕГИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ СМИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.......................................................67
§ 2.1. Место, функции и роль региональных СМИ в структуре современной России..........................................67
§ 2.2. Состояние и факторы оптимизации функционирования региональных российских СМИ..............................................91
ВЫВОДЫ......................................................... 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................117
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................... 118
Нормативные и подзаконные акты........................... 118
Работы отечественных авторов...............................119
Работы зарубежных авторов..................................122
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире решающую роль в развитии всех без исключения процессов играет информация. Однако в условиях нынешней России, когда она переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от централизованного авторитарного государства к гак называемому «демократическому», «правовому» с соответствующими цивилизационными нормами, происходит напряжённая переоценка роли многих явлений и социальных институтов, в том числе и средств массовой информации (СМИ). Изменяются условия и ориентиры в сфере производства, распространения и обмена информацией. СМИ заново проходят процесс институционализации: новые правила, принципы и схемы деятельности, где успешно, где с трудностями осваиваются печатью, радио, телевидением. Перед СМИ возникают новые задачи. Переоценка роли СМИ в жизни общества происходит и в массовом сознании, и в официальной политике, в сознании тех, кто представляет властные структуры и другие функционирующие институты российского общества.
Смена типов социальной системы, которая произошла в России, весьма существенно затронула саму инфраструктуру средств массовой информации. Вместо монолита по производству, тиражированию и распространению информации, жёстко встроенного в вертик&ть партийно-государственного управления, современные российские СМИ раздробились на множество самостоятельных структур, учредителями которых наряду с государственными стали различные партийные, политические, общественные, коммерческие организации и учреждения, отдельные граждане. Разрушенным оказалось и единое информационное
13
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
14
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического исследования средств массовой информации.
Как отмечалось во Введении, объект, предмет, цель и задачи исследования в полном объёме могут быть достигнуты лишь на основе использования системного подхода. Это означает рассмотрение средств массовой информации как сложной самостоятельной динамической подсистемы в широком контексте связей и взаимозависимостей со всеми сопредельными структурами. При этом необходимо учитывать весьма своеобразную специфику СМИ: их полноценное функционирование возможно лишь тогда, когда они включены одновременно как в контур прямой, так и в контур обратной связи. Действительно, высокая эффективность реализации таких функций СМИ, как информирование и формирование общественного мнения (контур прямой связи), и, следовательно, их конструктивная роль в развитии общества в целом могут быть достигнуты лишь в том случае, если они адекватно отражают состояние и проблематику социальных процессов (контур обратной связи). Именно с этих позиций и будет проведено дальнейшее рассмотрение.
§ 1.1. СМИ как объект социологического исследования.
При характеристике современной цивилизации одним из ключевых, фундаментальных, несомненно, является понятие «информация». Без его использования невозможно полноценное понимание характера и развития ни одной из сфер социальной практики. Однако именно в силу его всеобщности содержательный смысл понятия «информация» имеет такое множество значений, которое требует в каждом частном случае его уточнения.