Ви є тут

Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность социальная работа

Автор: 
Воробьева Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277890
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 15
1.1. Социологические концепции социализации личности..........15
1.2. Сущность профессиональной социализации...................49
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА».......................................................79
2.1. Институционализация профессионального образования в области
социальной работы.............................................79
2.2. Проблемы результативности профессиональной социализации
студентов, получающих специальность «социальная работа»......109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 154
ПРИЛОЖЕНИЯ
177
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. С конца 80-х годов XX века в России произошли и продолжают происходить радикальные изменения в политической, экономической и социальной жизни страны. В обществе наблюдается значительная социальная дифференциация, рост социально негативного девиантного поведения, увеличение социально незащищенных слоев населения, частичная утрата традиционных социально-правовых гарантий и т. д. Это, в свою очередь, актуализирует целый комплекс социальных проблем, для решения которых требуется подготовка специалистов нового типа, обладающих фундаментальными знаниями и профессиональной подготовкой.
В настоящий момент в социальной сфере возрос интерес не только к проблемам становления и развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы качества профессиональной подготовки, формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Между тем анализ кадровой ситуации в социальной сфере свидетельствует о недостаточной эффективности процесса профессиональной социализации. Это зависит от многих факторов -неадекватных финансовых ресурсов на разных уровнях власти, негативно влияющих на качество услуг и мотивацию кадрового состава; несовершенство профессиональной подготовки будущих специалистов; отсутствия отработанных государственных механизмов социального заказа на подготовку специалистов, трудоустройство и адаптацию в профессии.
Для формирования новых поколений служащих социальной сферы важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной социализации. В процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы должны быть не только получены разносторонние
з
социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта. Результатом ее является не просто воспроизводство социального опыта, но и собственная прибавка личности, т.е. продвижение его на новую ступень.
Именно эти два взаимосвязанных, взаимообусловленных процесса, составляют сущность социализации. С одной стороны, личность все более включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации.12 Полагаем можно говорить о том, что первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Как же соотносится это понятие с другими родственными понятиями, в частности, «развитием», «обучением» и «воспитанием»?
Обучение предполагает передачу определенной суммы знаний. В современных исследованиях прослеживаются попытки использовать образование и некоторые процессы, протекающие в нем, как средство социализации. Процесс обучения, как фактор вторичной социализации, в своей реализации действительно выполняет несколько функций одновременно, вот почему его можно рассматривать с разных сторон и обнаруживать иногда дополняющие друг друга аспекты.
12 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - С. 308.
17
Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Термин «воспитание» как правило, употребляется в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Большинство ученых делают ударение на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие практически ликвидируется.
Рассматривая соотношение понятий «воспитания» и «социализации» И.С. Кон обозначил следующую позицию: «Социализация близка к русскому слову «воспитание», значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает в себя ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».13
Хотя социализация и имеет некоторые особенности по сравнению с воспитанием и обучением, тем не менее, ни в коем случае не противопоставляется им. Воспитание предполагает попытку управления
13 Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 34.
18