Ви є тут

Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями : Соотношение институтов и процессов

Автор: 
Жулковска Тереза
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
270869
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Жулковска, Тереза
Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями (Соотношение институтов и процессов) [Электронный ресурс]:
Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 - М.:
РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гбі . ги/сіізз/02/0301/020301050 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Жулковска, Тереза
Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями (Соотношение институтов и процессов)
Москва 2002
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
28
го реабилитирующих институтов, в том числе придающих им определенный общественный статус (например, комиссии, устанавливающие инвалидность). Множество исследований было посвящено также анализу проблем ущербности в семейном контексте; речь в них шла об изучении практики самопомощи (coping) в семьях с отклонениями у одного из членов семьи, как и об исследовании влияния ущербности на функционирование семьи.
В 80-е годы в мире наметилось новое направление исследований, явившееся своего рода ответом на возникновение все более многочисленных групп взаимопомощи, ассоциаций и организаций лиц с отклонениями от нормы. Исследователи в данном контексте интересовались, прежде всего, механизмом возникновения подобных групп, а также явной и латентной функциями, которые они выполняют для своих членов“ . Рост общественной активности лиц с отклонениями способствует также выделению в тот же самый период нового типа анализа, совершаемого самими этими лицами. Это, разумеется, не означает, что врачи, психологи или социологи с определенными отклонениями не проводили раньше подобных исследований. Но подобный подход был обусловлен критиками, утверждающими, что прежние исследования, концепция которых принадлежала абсолютно нормальным людям без отклонений, «грешила» собственными стандартами нормальности, то есть способы оценки и оценочные классификации были характерными для здоровых. В них в какой-то мере преломлялся страх и навязывание перспектив взаимоотношений опекуна и подопечного. В частности, инкриминировалось, что исследователи формируют концепции, характерные для наблюдения явления лицами, находящимися «снаружи проблем», и создаваемые на их основе модели разрешения проблем не всегда
22 Katz H A., Bender Е. (1976) The strength in us: self helpgroups in modem world Franklin Watts, N. Y.; Levin L. S., Idler E. L. (1981) The hidden health care System: mediating structure and medicine Ballinger, Cambridge Mass
29
соответствуют действительным переживаниям и потребностям лиц с от-клоненими23.
Равным образом, как и другие проблемы, которые находятся на стыке двух дисциплин, социологические анализы дефективности и реабилитации требовали специфической разработки, нового инструментария; одной из существенных методологических проблем была необходимость формировании концепции замеров дефективности посредством иных, чем биомедицинские, критериев. Речь шла о дальнейшем общественном функционировании лиц с отклонениями. Поэтому нельзя было далее исключительно опираться на медицинские концепции. В многочисленных исследованиях, изучающих проблемы эффективности реабилитации или общественной адаптации умственно отсталых лиц, в качестве исходного пункта выступал медицинский диагноз, а также принцип, что все перемены, совершившиеся в состоянии здоровья и возможностях функционирования исследуемых, произошли лишь вследствие проведения определенных действий в области медицинской реабилитации24.
Среди многих предпринимаемых попыток самое широкое одобрение получили так называемые функциональные концепции, выдвигающие постулат замеров дефективности в нескольких шкалах, относящихся к биофи-зиологическим, психическим, общественным и профессиональным аспектам, а также владения навыками. Однако применяемые мерки здесь спорны и нестандартизированы. Частично в этом повинно отсутствие прецизионных и унифицированных базовых определений элементарных явлений и процессов, которые подлежат замерам — то есть дефективности и реабилитации. В итоге нет уверенности в величине влияния психологических и
23 Finkelstein V. (1980) Disability and professional attitudes Rehabilitation Fund, N. Y , Zola J. K. (1982) Living with disability. N. Y.
24Blaxter M. (1981) Disability and rehabilitation: some questions and definitions, wyd. iiht. no Ostrowska A. Postawy spoleczenstwa Polskiego wobec niepelnej sprawnosci Warszawa