2
Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа досуга молодежи.......................................................14
1.1 Социология молодежи: исторический ракурс и современное состояние данной отрасли научного знания........................................14
1.2 Досуг молодежи как объект социологического анализа................43
Глава 2. Специфика социальной организации досуга молодежи в регионах .71
2.1 Особенности досугового поведения провинциальной молодежи..........71
2.2 Социальный механизм организации досуговой жизнедеятельности провинциальной молодежи...............................................96
2.3 Участие молодежи во властном регулировании досуговой
жизнедеятельности....................................................118
Заключение...........................................................141
Библиографический список.............................................149
Приложение 1.........................................................167
Приложение 2.........................................................169
Приложение 3.........................................................175
Приложение 4.........................................................177
Приложение 5.........................................................178
3
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшим аспектом жизнедеятельности молодежи является досуг, так как именно в данной сфере современная молодежь имеет возможность самореализации, свободы действия посредством выбора места и времени для его проведения.
Возрастающий интерес к социологическому исследованию досуга молодежи в регионах обуславливается тем, что на данном этапе развития российского общества происходят изменения содержания и структуры досуга иод воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных ориентиров молодежи, развития социальной инфраструктуры, появление новых информационных технологий, новых видов развлечений). Все выше перечисленное приводит к необходимости анализа досугового поведения молодежи.
Современное молодое поколение, в соответствии со своими потребностями, период досуга отдает чаще всего общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, оказывающая непосредственное влияние на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением места и роли молодежи в обществе.
В связи с тем, что отрицательные проявления в области досуга во многом определены его неорганизованностью, возникает острая потребность определения способов регулирования досуговой сферы молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной молодежи требует глубокого научного осмысления, в том числе и с социологической точки зрения.
Подлинная жизнь для молодого человека в большинстве своем начинается за порогом школы, вуза или места работы. Молодежь как бы «уходит» в досуг как в определенную защищенную среду, где она чувствует
16
воспитания, агентов и социальных механизмов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Это находит отражение в методике в использовании методов описательного анализа - таких, как изучение типичных черт социального облика молодежи, изменение личностных характеристик на различных этапах становления, предпочтения, ожидания и ценности.
В российской социологии молодежь рассматривалась с точки зрения соответствия, идеологическому идеалу и национальным традициям патерналистских отношений «но старшинству», которые перешли в советский период с дореволюционных времен.
Заметим также, что не во всех странах эта отрасль социологического знания приобрела самостоятельный статус и название «социология молодежи» - поскольку социология не имеет своих специфических теорий юности. Как самостоятельный феномен юность долгое время была объектом внимания, прежде всего, психологов и социальных ан тропологов.
В рамках собственно социологического знания интерес к молодежной проблематике обычно возникал в периоды обострения «проблем с молодежью»: социологи как бы отвечали на определенный социальный заказ, объясняя конкретную проблемную ситуацию. При этом теоретическое осмысление молодежного статуса в обществе в большинстве случаев оставалось в стороне. В результате социология молодежи больше связана с социальной практикой, чем с теорией.
Так, немецкий социолог К. Хурельман [206] отмечает, что «исследования молодежи в основном сводились к больным точкам молодежного поведения, таким как кризис образования, безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм».
В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже 19-20 веков. Его «провоцировали» развитие капиталистических отношений в России и кризис традиционной семейной социализации, развитие системы массового профессионального образования.
17
Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния семьи и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства.
ГТ.Сорокин в работе «Кризис современной семьи» в 1916 г.[161,162], описывая процесс распада традиционных семейных связей, в качестве отдельного аспекта выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П.Сорокин отмечал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и «скульптора» отнимается у семьи, но даже и время, проводимое ребенком в кругу семьи, досуговое времяпрепровождение, так как оно резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным имеет, по мнению Питирима Сорокина, свои позитивные стороны, потому что это должно привести к усилению степени «социализированности» молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности[160,161].
В исследованиях П.Сорокина отразился исторический переход от рассмотрения «ребенка, личности» как индивида, являющегося объектом социализации в семье, к анализу «молодого поколения» как общности, члены которой обладают сходным статусом «социализируемых» в рамках образовательных институтов. Теперь их социальное становление стало больше зависеть от ряда возможностей и ограничений; предоставляемых обществом. Необходимо отметить, что ситуация кризиса образовательных функций семьи и перехода к системе «обобществленной» социализации анализировалась в работах М.Рубинштейна «Кризис семьи как органа воспитания»[155] и А.Чекина «Семейный распад и женское движение» [189].
- Київ+380960830922