ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностей как фактора смысложизненных ориентаций..................................15
1.1. Феномен «ценности»: подходы к исследованию и интерпретации понятия.............................................................15
1.2. Систематизация категории «Ценности» с точки зрения смысложизненных ориентаций..........................................36
1.3. Особенности ценностей студенчества в контексте социокультурной
специфики современной России........................................55
Глава 2 Динамика ценностей современного студенчества технических вузов города Иркутска...............................................87
2.1. Изучение ценностей студенчества технических вузов города Иркутска как системы: региональный аспект....................................87
2.2. Динамика ценностей студенчества технических вузов Иркутска как
жизненных стратегий................................................119
Заключение.........................................................135
Список литературы..................................................141
Приложения.........................................................150
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современная высшая школа представляет собой бурно развивающийся сектор, количество вузов год от года увеличивается, насыщая отрасли хозяйства специалистами с высшим образованием, не всегда нужного профиля и не всегда высокого качества. Диплом о высшем образовании сегодня стал своеобразным «билетом в рыночную экономику». Социологи установили факт работы по специальности не более 30,0% выпускников вузов. Превалирующий выпуск студентов, проходивших обучение на коммерческой основе, с одной стороны, обусловил доступность получения высшего образования всеми желающими, с другой, - снижение его качества. Интересы взаимодействующих сторон, казалось бы, достигнуты: высшая школа получает коммерческие доходы, граждане - дипломы о высшем образовании. На повестке дня не стоит вопрос о том, чтобы студенты становились личностями, всесторонне развитыми и социально ответственными людьми, глубоко преданными делу своей жизни, интеллигентами. Высшая школа из храма науки стала превращаться в ремесленное заведение.
Отсюда, на наш взгляд, и вытекают все те проблемы, с которыми столкнулось студенчество в современных условиях, особенно в плане формирования ценностей. В условиях идеологического плюрализма современной России государство, общество и сами вузы устранились от практики «выделывания» кадров (Ф.М.Достоевский). Студенты предоставлены сами себе, разобщены, у них нет общих дел, которые бы установили между ними прочные, взаимосогласованные связи. Духовное одиночество, опора на собственные силы, желание победить в гонке за обладанием стандартами потребления искажают в сознании и в действительности само человеческое естество студентов. Между тем, студенчество представляет собой авангард всего общества, который в
3
На наш взгляд, прообразы ценностей возникают с появлением человеческого общества первоначально в условиях тотальной регламентации индивидуального поведения с целью выживания самой общины. В это время человечество еще имеет дело с потребностями, как осознанными нуждами человека, ориентирующими его на получение благ, которые оказываются не только чувственно очевидными, но и жизненно необходимыми. Потребности представляют собой нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (55, с.197).
С усложнением хозяйственных связей, с развитиехМ человечества, с появлением излишков необходимых продуктов возникают интересы, как отношения людей друг к другу по поводу обладания той или иной жизненной социальной позицией (социальным положением), которая обеспечивает возможность удовлетворения потребностей. В силу ограниченности ресурсов позиции оказываются неравными. Интересы возникают вокруг системы распределения социальных благ.
В свое время А. Г. Здрамовыслов писал, что ценности формируются из потребностей и интересов [55, С. 197]. Интерес -причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение [183, С. 439]. Несомненно, ценности (то «нечто», чему люди приписывают большое значение), обладая зачастую весьма «отвлеченными» и сложно определяемыми социальными характеристиками (например: статус, богатство, власть, справедливость, самореализация, добро, любовь, счастье и др.) весьма существенно влияют на поведение отдельного человека и общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной деятельности [196, С. 105].
17
С появлением интересов возникает разнородность индивидуальных устремлений и необходимость регулировать поведение людей, в том числе и на отдаленную перспективу, согласовывать представления об индивидуальном и общественном благе. Конечно, не все ценности человека отрефлектированы, нередко даже рационально мыслящие индивиды не способны полностью осознать и объяснить выбор своих ориентиров, свои социальные предпочтения и жизненные оценки [196, С. 105]. И, тем не менее, люди, по отдельности и объединившись в разнообразные сообщества, обычно ведут себя довольно строго, сообразуясь со своими ценностями, что дает основание считать их важнейшим элементом механизма направленной социальной активности и изучать их ценности на основе анализа реального поведения и социальных реакций субъектов [191, С. 68]
Разделение человечества на рабов и господ привело к появлению отношений господства и подчинения. Возникли социальные статусы и роли. Простые нормы общежития, регулировавшие до этого отношения между людьми, уступили место новым ориентациям на завоевание отдельными индивидами тех социальных позиций, которые вели к удовлетворению потребностей за счет обладания достигнутым социальным положением. Возникла необходимость в механизме согласования индивидуальных стремлений. Интересы как каждого индивидуума, так и группы индивидуумов на данной стадии развития заключались в укреплении желаемых статусов или в реализации действий по обретению нужного статуса, в повышении уровня безопасности и выживаемости индивидов (группы).
Удовлетворение интересов отдельных индивидов приводило к ущемлению интересов других, возникали конфликты, известные под названием «война всех против всех». Однако человечество смогло урегулировать свои взаимоотношения, создав государство, систему наград и наказаний, нормы общежития, правила должного поведения, с помощью
18
- Київ+380960830922