Ви є тут

Социальная адаптация российских студентов: роль молодежной субкультуры

Автор: 
Красавина Екатерина Валерьевна
Тип роботи: 
роль молодежной субкультуры
Рік: 
2005
Артикул:
192576
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
14
15
33
53
53
74
96
128
132
146
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Социальная адаптация: понятия, сущность, основные социологические теории..................................
Особенности социальной адаптации молодежи в условиях
трансформации общества.............................
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ Исследование молодежной субкультуры отечественными
и западными социологами............................
Типология молодежной субкультуры современного российского общества.....................................
Конформизм студенчества среднего российского города как
способ адаптации...................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................
%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное российское общество переживает глубокие трансформационные изменения, которые неразрывно связаны с нестабильностью, неопределенностью развития, переопределением социально-статусных позиций и потерей «привычных» идентичностей. Становится очевидным, что в социальном отношении Россия стала значительно более дифференцированным обществом. Власть, деньги, отраслевая занятость, регион проживания - вот те факторы, которые определяют положение человека в обществе, дают ему возможность занять то или иное место в социальной иерархии.
В ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования. Ыепродуманность молодежной политики государства вызвала отторжение молодого поколения от тех культурноисторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ. Проблемы молодежи в конечном счете связаны с тем, что «общество может дать и что может ожидать общество от молодежи как от скрытого ресурса».1
Молодежь неразрывно связанна с обществом и вынуждена реагировать на те изменения, которые происходят в нем. Ее своеобразие как социально-демографической и социокультурной группы заключается в том, что она обладает транзитивным социальным потенциалом, является периферийной в процессе самоопределения и находится в состоянии «спонтанности выбора». Молодежь характеризуется либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родителей, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и намечающейся профессиональной дея-
1 См.: Мангейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. - М.: Юрист, 1994. -С.451.
3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В условиях «устойчивой переходности» трансформирующегося российского общества, «заряженного» нестабильностью, неопределенностью развития, особую актуальность приобретает исследование социальной адаптации молодежи к меняющейся социальной реальности. Данный процесс психологического и поведенческого освоения молодыми людьми социальных реалий во всей их противоречивости и обусловленности ментальными, историческими и прочими факторами, заставляет нынешнее молодое поколение оперативно овладевать, подчинять себе социальную ситуацию, адекватно реагировать на происходящие перемены, зачастую ставя его в очень жесткие условия выживания в социуме.
Современное российское общество характеризуется меняющимся типом целостной системы общественных отношений, этот процесс проявляется, прежде всего, в кризисе функционирования базовых социальных институтов. Трансформирующаяся социально-экономическая реальность, утрата и смена прежних социалистических ценностей, которые являлись основополагающими в процессе социализации нескольких поколений россиян, предполагает освоение новой конкретной жизненной ситуации. Данная проблема нуждается в изменении, требует своего решения, знание способов «прино-ровления» к ней со стороны человека, побуждает его к определенным действиям. Итак, способность адаптироваться, или иными словами, активно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям социальной среды, является характеристикой любого индивида, живущего в обществе и принадлежащего к определенной социальной группе.
14
1.1. Социальная адаптация: понятия, сущность, основные социологические теории
Проблема социальной адаптации отдельно взятого индивида или целой социальной группы является весьма актуальной в условиях постсоветского общества, ориентированного на рыночные отношения, проявляющиеся, прежде всего, в индивидуализации деятельности человека, направленной на достижение предлагаемых этим обществом целей, на удовлетворение конкретных потребностей. От успешности данного процесса зависит: сможет ли человек занять прочную позицию в социуме, приспособиться к условиям, продиктованным новым временем, или нет.
Социальная адаптация предполагает активное усвоение человеческого опыта и приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве социальных средств, среды его жизнедеятельности.
В результате целого ряда реформ, члены современного общества должны рассчитывать больше на себя, быть способными пойти на риск и самостоятельно нести за него ответственность. Адаптироваться к совершенно новой системе ценностей, новым моральным характеристикам тех или иных жизненных целей и социальных действий по их достижению является непростой задачей для взрослого индивида, не говоря уже о молодом человеке, находящимся только на начальной стадии процесса становления в условиях нового общества. Современная молодежь в отличие от представителей старшего поколения, проходящего все стадии своей социализации в период существования советского общества, живет в эпоху кризиса, что заставляет ее вырабатывать собственную модель адаптации к новым социально-экономическим условиям.
15