Ви є тут

Социальная ответственность масс-медиа в информационном обществе: региональный аспект

Автор: 
Полосин Павел Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301938
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования . социальной ответственности института масс-медиа в информационном обществе............................................ 15
1.1. Понятия информации и информационного общества в современной социологии........................................................ 15
1.2. Конвергенция средств массовой информации и коммуникации в контексте медиакультуры современного общества......................32
1.3. Социологические подходы к анализу свободы и ответственности средств массовой информации........................................54
Глава 2. Формирование механизма социальной ответственности масс-медиа в региональном информационном пространстве..............75
2.1. Аксиология социальной ответственности средств массовой информации в стратегии развития медиасреды.........................75
2.2. Векторы реализации социальной ответственности российскими масс-медиа в дискурсе требований социума...........................95
2.3. Пресса и информационная поддержка формирования региональных институтов гражданского общества................................. 113
Заключение.......................................................134
Список литературы.........................................................................................142
Приложение А.................................................... 162
Приложение Б.................................................... 169
Приложение В.....................................................175
Приложение Г..................................................... 176
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях институциональной трансформации в России происходит ослабление роли традиционных институтов социализации при значительном усилении влияния средств массовой информации (СМИ, масс-медиа) на фоне утраты ими: целевой ориентации воздействия на формирование общества и пропаганду идей общественного развития. Этот процесс характеризуется: технологическим развитием СМИ, возрастанием доли конвергентных масс-медиа; снижением государственного стратегического регулирования деятельности СМИ; размыванием их идеологической основы; , отсутствием грамотной целенаправленной информационной политики, снижением социальной ответственности СМИ и усилением их деструктивного влияния.
Между тем, будучи транслятором в массы, тем или иным образом представленной информации о современном мире, популяризатором моделей поведения, ценностей и жизненных установок в разных сферах общественной- жизни, СМИ, вольно или невольно, являются мощнейшим инструментом социализации и одним из важнейших социальных институтов.
При этом^ с одной стороны, СМИ существенно влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, идеологии, экономики, права, общественных отношений и т.д. С другой стороны, СМИ фактически представляют собой систему неформального образования и просвещения различных слоев населения. Тем .самым масс-медиа моделируют и программируют поведение людей, содействуют их ориентации- в мире и влияют на устойчивость долгосрочного развития общества.
Под влиянием СМИ в процессе социализации самоизменение человека происходит в различных аспектах' и имеет как положительный, так и отрицательный вектор. Используя масс-медиа для получения информации с целыо ее дальнейшего анализа, человек включается в • процесс
17
Таблица I. - Комплексная классификация информации
№ Признак классификации Вщцл информации
1 Период времени, к которому относится информация • историческая; текущая; прогнозная
2 Ошошение к этапам принятия решений • констатирующая; поясняющая: плановая; контрольная
3 Возможноегь числовой оценки • качественная; количественная (натуральные и стоимостные показатели; абсолютные и относительные показатели)
4 Периодичность возникновения • постоянная; переменная; эпизодическая
5 Назначение • справочная; рекомендательная; нормативная; сигнальная; регулирующая
6 Источники (способы) получения информации • первичная; вторичная
7 Среда получения информации • внешняя; внутренняя
8 Степень открытости • открытая; закрытая (конфиденциальная)
9 Статус • официальная; неофициальная
10 По специализации по отраслям и областям деятельносш • геологическая: производственная; фшкшеовая;...
11 По количеству пользователей • индивидуальная; 1рупповая; массовая
12 По воздействию на индивида и общество • дисфункциональная/негативная (полезная и вредная); функциональная/позитивная (полезная и вредная); нейтральная (отвлекающая и перспективная)
1. В соответствии с периодом времени, к которому относятся полученные сведения, различают три вида информации: 1) историческая информация формирует представление об условиях и результатах деятельности в предшествующем периоде; 2) текущая информация отражает оперативное состояние объекта: 3) прогнозная информация представляет результат вероятностной оценки позиций объекта в обозримой перспективе.
2. В соответствии с отношением к этапам принятия решений выделяется информация: 1) констатирующая — содержит данные о состоянии объектов управленческого воздействия; 2) поясняющая — дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обусловливающих те или иные изменения; 3) плановая — применяется в ходе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах; 4) контрольная — охватывает аспекты, связанные с контролем действий.
18
3. По возможностям числовой оценки полученных данных различается количественная и качественная информация.
• Количественная информация позволяет выразить в конкретных числовых- величинах сведения о состоянии исследуемых объектов и может быть представлена в следующих группах показателей:
1) натуральные и стоимостные:
- натуральные показатели характеризуют вещественную сторону жизни и измеряются в каких-либо единицах;
- стоимостные показатели измеряются- в денежных единицах. С помощью них выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (например, производство ВВП, зарплата и т.д.);
2) абсолютные и относительные:
- абсолютные показатели выражают количесгвенную характеристику измеряемого процесса или явления;
- относительные показатели характеризуют эти явления на основе специальной базы. С помощью них определяются темны- роста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
• Качественная информация позволяет описать состояние исследуемых объектов в качественных характеристиках.
4. По периодичности возникновения и получения данных выделяют информацию: 1) постоянную - отражает стабильное и длительное время не меняющиеся факторы среды; 2) переменную - показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования как системы в целом, так и ее отдельных элементов; 3) эпизодическую -формируется по мере необходимости анализа дополнительных данных.
5. По назначению выделяют: 1) справочную информацию - носит ознакомительный, вспомогательный характер, отражает относительно стабильные признаки исследуемых объектов; 2) рекомендательную -формируется в результате специальных исследований или на основе анализа имеющихся данных; 3) нормативную — формируется, в основном, в производственной сфере и включает в себя нормы и нормативы« различных