Ви є тут

Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества

Автор: 
Евдокимов Кирилл Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192523
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социального института туризма.................................................15
1.1. Развитие института туризма: предпосылки и модели.............15
1.2. Туризм как социальный институт...............................39
Глава 2. Факторы и механизмы повышения статуса туризма...............64
2.1. Условия расширения социальной значимости института туризма...64
2.2. Опыт регулирования туристской деятельности в современных государствах.............................................................84
Глава 3. Институционализация туризма в реформирующемся российском обществе............................................................100
3.1. Деятельность государства по формированию института туризма в РФ..................................................................100
3.2. Туристская инфраструктура в регионах: состояние, тенденции, перспективы............................................................121
Заключение.........................................................139
Список литературы...................................................148
Приложения.........................................................162
3
Введение
Актуальность исследования. Развитие современного российского общества происходит в условиях глобальных процессов, сопряженных с взаимовлиянием экономических систем, культурных норм и социальных стандартов качества жизни граждан. Глобализация, выступающая в качестве макрофактора социальных преобразований, способствует интенсификации социально-стратификационных процессов и формированию структур, направленных на реализацию разнообразных интересов членов общества. Среди них особое место принадлежит институту туризма, который в определенной мере ускоряет процессы социализации личности посредством ее включения в межкультурную коммуникацию. Традиционно туризм рассматривается как индустрия по производству и реализации услуг населению, вместе с тем, его роль в современном обществе не может ограничиваться экономическим содержанием, так как, являясь ключевым элементом социальной инфраструктуры, рассматриваемый институт содействует формированию культуры толерантности, в определенной мере сглаживает противоречия и снимает напряженность в отношениях между народами. Поэтому одним из критериев включенности общественной системы в процессы глобализации является уровень развития туризма как социального института, способствующего реализации принципов открытости, партнерства и межкультурного взаимодействия.
К мезофакторам, определяющим актуальность исследования данного социального института, можно отнести характерные для трансформирующегося общества процессы статусного, ценностного и адаптационного размежевания между формирующимися социальными стратами. В данном случае востребованность туризма различными слоями населения является показателем динамики социальной мобильности в частности и трансформации социальной структуры общества в целом. Для общества, находящегося
После второй мировой войны трудящиеся индустриально развитых стран добились определенных социальных и экономических успехов, что привело к развитию массового туризма. В 1945 году во Всемирной декларации прав человека провозглашалось, что «каждый человек имеет право на отдых, на ограниченное рабочее время, оплачиваемый отпуск и свободу увольнения» .
Таким образом, основными достижениями социальной политики были следующие показатели:
а) сокращение рабочего и увеличение свободного времени;
б) оплачиваемый отпуск. С начала 30-х годов XX в. в большинстве стран вводится оплачиваемый отпуск. Этот аспект отмечен в Манильской декларации в статье 14: «Современный туризм возник в результате социальной политики, которая привела к получению трудящимися оплачиваемого ежегодного отпуска, что в то же время является признанием права человека на отдых»17;
в) свободное передвижение людей. Право на свободный выбор места работы и жительства, в зависимости от двусторонних и многосторонних соглашений со странами международного сообщества;
г) успехи техники и коммерциализация транспорта. «Демократические» цены на транспорт: автомобильный, авиационный, железнодорожный;
д) массовая «индустриализация» туристского пакета с включением услуг по доступным и экономическим ценам, организация туристских агентств и бюро путешествий.
Как отмечает исследователь Ф. Фустер, история туризма XX в. характеризуется достижением максимального количества международных тури-
16Европа и глобальные проблемы современности: По материалам 44 сессии Генеральной ассамблеи ООН. - М.: РАН ИНИОН, 1995. - 112 с.
17Волошнн Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: РМЛТ, 1996.-297 с.
20
стов. Для этого активно использовалась пропаганда, информация и другие средства18.
По мере достижения этих результатов возникали проблемы, связанные с приемом излишнего количества людей, что в большинстве случаев снижает социальный эффект. В таких случаях начинает действовать политика отбора, сокращения и выбора лучшей клиентуры, так как туристский регион имеет ограниченное территориальное пространство и пропускную способность.
Вышеизложенные исторические факты позволяют нам сделать аналитическое заключение в отношении того, что туризм неразрывно связан с развитием человека и общества. Исходя из того, что все существующее в мире (человек, общество, природа) и мир в целом есть открытая сложная структурированная совокупность взаимосвязанных элементов, т.е. система, можем сделать следующий вывод: каждый ее элемент есть подсистема и так до бесконечности (затрагивая область человеческого незнания). Из этого следует, что общество, включая три главные подсистемы (духовную, социальную и биологическую), а также четыре основные функциональные системы (гносеологическую, управленческую, экономическую и биологическую), обеспечивающие реализацию всех потребностей, возникающих в процессе жизнедеятельности, связано с элементами туризма, которые взаимодействуют друг с другом. Оперируя наукой о законах и категориях развития бытия человека, общества и природы через познание - философией, позволяющей свести воедино все научное и ненаучное знание и незнание о Сущем, мы можем сказать, что туризм, являясь составной частью всего вышеперечисленного, есть адекватная альтернатива для решения духовных (в плане удовлетворения гносеологической активности) и социальных (для реализации социально-экономической деятельности) задач.
Сказав о туризме как социальной системе в философском понимании (более широком и полном), нужно отметить существование более конкрет-
1 о
Квартальное В.А. Теория и практика туризма. - М., 2003. - 324 с.