Ви є тут

Детство на рубеже XX - XXI веков : Социологический анализ

Автор: 
Ковалева Галина Александровна
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
179
Артикул:
193140
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................2
Глава I. Детство и его проявления в жизни общества........................16
1.1. Детство как объект познания человека и общества......................16
1.2. Становление и развитие представлений о детстве.......................32
1.3. Детство как возрастная социальная общность...........................49
1.4. Детство как период начальной социализации............................69
Глава II. Социологические аспекты развития современного детства в России 82
2.1 .Социальные аспекты государственной детской политики..................82
2.2. Современное детство и тенденции его развития на рубеже веков........101
2.3.Современная российская семья и детство...............................119
2.4.Образование и воспитание в дошкольном детстве как необходимые условия приобщения к социальной действительности.................................134
Заключение...............................................................155
Библиографический список использованной литературы.......................160
1
ВВЕДЕНИЕ
Человечество вступает в новый век....Каким он будет, что ожидает человека на пороге нового тысячелетия. Это становится предметом обсуждения социологов, философов, педагогов и других представителей общественных наук. Нарастает глубина и острота противоречий, охвативших все сферы бытия. Особенно яркие их проявления отмечаются в современной России, где разрушение прежнего государственного устройства привело к серьезным социальным изменениям. Возникла необходимость дать развернутый анализ нынешней ситуации, осознать позитивные и негативные последствия общественных реформ в рамках отечественных традиций.
Актуальность темы диссертационного исследования. Особое место в системе государственных и общественных отношений уделяется детству как наиболее важному и ценному периоду в становлении личности человека. Оно является самым интенсивным по уровню развития всех функций: физиологических, психических, социальных и т.д. Качества, которые приобретает ребенок, особенно в дошкольном возрасте, оказываются самыми прочными и сохраняются в течение всей жизни человека.
Происходящие перемены изменили отношение общества к проблемам детства. Они находят свое отражение в социальной, экономической, политической и духовной сфере. Кризис, охвативший все стороны жизни, привел к тому, что в стране резко сократилась численность детей вследствие демографического кризиса, ухудшились условия для качественного воспроизводства населения. Социальные потрясения сопровождают человечество на всем историческом пути развития, но современная ситуация в Росси характеризуется резким расслоением общества по имущественному, образовательному, профессиональному признаку. Это в свою очередь привело к дифференциации и детского сообщества, пока еще не осознанной, но реально существующей. Забота о детях рассматривается и воплощается в жизнь по-разному, в зависимости от общест-
2
ГЛАВА I. Детство и его проявления в жизни общества.
1.1. Детство как объект познания человека и общества
Решение многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом, во многом связано с подрастающим поколением. Детство в этом смысле оказывается особым возрастным, очень важным периодом. Как показывает анализ теории и практики, посвященный изучению взаимодействия человека и общества, возрастные процессы принято рассматривать в трех аспектах. Они касаются изучения индивидуального развития; возрастной структуры общества и преемственности поколений; представлений о возрасте и возрастных стереотипах. В понятие детство включен широкий диапазон возрастных граней человека, в том числе социальных. Это определило наше обращение к детству как предмету социологического познания человека в обществе. Поэтому, раскрывая его сущность, мы считаем логичным рассматривать детство как отрасль социологии. Смысл в том, чтобы проанализировать и определить взаимосвязи, обогатить межнаучные контакты в области детства, расширить методологию его исследования.
Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о детстве, возрастной периодизации воспитания и обучения детей и детства в целом. Например, биология видит в детстве этап становления организма человека как представителя млекопитающих. Физиологов и анатомов детство интересует с точки зрения анатомо-физиологических особенностей детского организма, функционирования разных систем и органов (рост, вес, половое созревание, патологии и т.д ). Медицина изучает заболеваемость, общие и особенные причины (сезонность, место проживания, наследственность). Интересно, что в этих науках нет четкого критерия, но которому детство выделялось бы из последующих периодов индивидуального развития или же само подразделялось на
16
мелкие периоды. В некоторых случаях в качестве такого показателя выступает морфологический признак - появление зубов или период полового созревания, в других - внешний критерий отношения ребенка к воспитанию и обучению (соответственно выделяется преддошкольный, дошкольный, младший школьный и т.д. периоды). Трудности эти объясняются тем, что в науках медикобиологического направления человек выступает как изолированный объект (сам по себе), отсюда и понимание детства в виде этапа развития биологического существа.
Однако это не значит, что эти науки не интересует детство, напротив, в последние десятилетия заметно оживилась исследовательская деятельность по вопросам влияния на детство социальной среды, семейных отношений, образования и воспитания, средств массовой информации, уровня технического прогресса. При этом в зоне пристального внимания негативные факторы влияния окружающей среды. Например, по данным Санкт-Петербургской педиатрической академии, проводившей специальные исследования состояния здоровья детей и подростков в городах и поселках Мурманской области, наблюдается процесс роста количества заболеваний нервной системы, желудочно-кишечного тракта (особенно язвенная болезнь), сердечно-сосудистой системы[23]. Педиатрия видит причину в ухудшении состояния экологии и снижении уровня жизни подавляющего числа российского населения. Многие проблемы этого процесса лежат далеко за пределами наук медицинской направленности. Появление в медицине новых направлений, связанных с репродукцией не только органов, но и самого человека (оплодотворение в пробирке, суррогатное материнство, создание банка спермы, попытки клонирования), привели к возникновению человеческих отношений, крайне сложных по восприятию и осознанию. Возникли этические, нравственные парадоксы. Решение многих вопросов, связанных с рождением и развитием детей, составляют основу не столько медико-биологического, сколько социологического и социально-философского знания. Можно с уверенностью предположить последующее обращение к вопросам “искусственной жизни” со стороны социологии.
17