2
Содержание
Введение............................................................. 3
Глава 1. Возрастная дифференциация молодежи в системе социально-структурных отношений общества: теоретикометодологические основы социологического анализа...................... 15
I •
1.1. Возрастные когорты молодежи как объект научного исследования...................................................... 15
1.2. Особенности возрастной дифференциации молодежи в социальной структуре общества..................................... 37
1.3. Ценностно-мотивационные регуляторы выбора стратегий молодежными когортами............................................. 64
Глава 2. Социологическая диагностика возрастных изменений
молодежных когорт в социальной структуре региона 86
2.1. Молодежные когорты в региональном измерении: ресурсы и тенденции развития................................................ 86
2.2. Жизненные стратегии молодежи: особенности выбора и реализации в зависимости от возраста............................. 103
2.3. Социальные управленческие стратегии в реализации региональной молодежной политики: преемственность и инновации........................................................ 128
Заключение........................................................... 151
Список использованной литературы и источников..................... 159
Введение
Актуальность темы исследования. Радикальная трансформация постсоветского общества не только обусловила высокий уровень социальной и экономической дифференциации населения в его структуре, но и внесла существенные количественные и качественные изменения в социальное положение молодежи, остро обнажив проблемы сочетания преемственности и инновации. В социальной структуре российского общества образовались новые когорты подросткового (отрочество) и раннего юношеского (17-24 года) возрастов, которые в отличие от молодежи поздней юности (29-30 лет) сформировались в постсоветский период.
Деформации в социальном и культурном опыте поколений, происшедшие в социально-структурных отношениях, обусловили необходимость их ускоренной адаптации к новой социальной реальности российского общества, привели к разрушению традиционных социальных связей и государственной системы воспитания. Существенно снизилась роль ранее доминировавших институтов семьи, образования, занятости на разных возрастных этапах становления личности.
Образование новых возрастных когорт молодежи и становление их статусно - ролевых позиций в социальной системе постсоветского общества актуализировало интерес к ним со стороны науки и практики. В исследованиях трансформационных сдвигов важное место принадлежит когортному (поколенческому) анализу. Смена поколений, как естественный процесс изменений, позволяет соотносить общественный, групповой и личностный контекст преобразований российского общества.
Исследовательский интерес к молодежи продиктован растущим влиянием ее возрастных когорт на социально-экономическое, социально-политическое и духовное развитие общества. Высокий темп общественных процессов ставит различные возрастные группы молодежи в разное статусно-ролевое отношение к ним с точки зрения социального опыта и ресурсов действия, достижения межпоколенческого ценностного консенсуса
16
определенные разногласия в отношении того, что считать «элементом» общества. А.Р. Радклифф-Браун понимал социальную структуру как отношения общего и регулярного типа между людьми, а З.Ф. Пейдл предлагал рассматривать в качестве таких элементов роли. [1, с.438]
На наш взгляд, социальную структуру общества можно рассматривать как социальный факт из тех, которые описывал Э.Дюркгейм: «Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры общества ограничивают поведение и направляют действия в определенное русло». [45, с.413]
Можно согласиться с тем, что «социальная структура общества в широком смысле слова означает совокупность отношений между различными социальными когортами (классами, общностями, организациями) и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе» [29, с.214] . 13 то же время каждое общество подразделяет индивидов на определенные категории в зависимости от возраста и, следовательно, от их положения в жизненном цикле. Однако как показывает анализ научной литературы, стратификации молодежи по возрасту в отечественной социологии уделяется гораздо меньше внимания по сравнению с другими ее видами (социально- профессиональной, образовательной, социокультурной и др.). Как справедливо отмечают М.Н. Руткевич и В.П. Потапов «За будущее подрастающего поколения, с которым связаны перспективы развития России, нужно не только бороться, но и, в качестве необходимой предпосылки, изучать его». [142, с.5]
Социология молодежи, как специальная отрасль знания, формировалась и развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры. Наряду с возрастными характеристиками, выделяют всеобщие, универсальные свойства молодежи. [61, с. 109-120]
17
В зависимости от профессиональных, социальных, региональных, национальных условий возрастные границы могут существенно варьироваться. Условно можно принять за нижнюю границу 15-18 лет -срок окончания средней школы, а за верхнюю — 30 лет — период окончательного включения в социально-профессиональную структуру общества. [75, с.164]
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. [18, с.973]
С точки зрения возрастной дифференциации общества социология молодежи тесно связана с исследованиями детства, пожилых, жизненного цикла поколений. Отсюда сходство в проблематике: возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений; специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий. Из такого сходства вытекает общее в терминах анализа: повторение и изменение; преемственность или разрыв; конфликт или солидарность. Отсюда общее в методике возрастных исследований, направленной на изучение изменяющегося во времени объекта: ретроспективная, лонгитюдная
стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ.
Очевидно, что юность, как предмет исследования, не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, ибо существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях теорий социализации. Отсюда пересечение с социологическими исследованиями образования, культуры, семьи. Как следствие, проблематика воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Это находит отражение в использовании методов описательного анализа: изучение типичных черт социального облика
- Київ+380960830922