Ви є тут

Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада

Автор: 
Рюмин Алексей Михайлович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305589
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................2
Глава 1. Информационные войны: характеристика и методы исследования..................20
§ 1.1. Информационное общество: социологический подход к изучению..................20
§ 1.2. Информационная война: концептуальные подходы, содержание и формы пространства 32
§ 1.3. Методы изучения проблемы....................................................47
Глава 2. Россия глазами жителей стран Запада.........................................61
§ 2.1. Политико-правовая сторона образа российской действительности................63
§ 2.2. Периферийные составляющие образа российской действительности................76
§ 2.3 Стереотипы о России: результаты использования эси-методики...................85
Глава 3. Россия глазами россиян.................................................... 97
§ 3.1 Межнациональная рознь и отношение к нерусскому...............................98
§ 3.2. Политико-правовая сфера России.............................................106
§ 3.3. Промышленность и экономика России..........................................119
§ 3.4. Социальная сфера и культура России.........................................123
Заключение..........................................................................129
Список использованной литературы.....................................................135
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Специфика информационной эпохи в развитии общества актуализирует вопросы, связанные с механизмами формирования массовых установок населения но широкому кругу акту&пьных проблем. В связи с этим особенно важным становится изучение особенностей формирования стереотипов, связанных с образом России. Эта проблема особенно важна в связи с изучением форм массового сознания жителей зарубежных стран в период активного выхода России на международную арену, интеграции России в международные экономические, политические и социальные процессы. В этих условиях особенно важным становится формирование адекватного бренда страны, и отсутствие знаний о системе существующих мифах и стереотипах о России может существенно замедлить этот процесс. Важно понимать, что на формирование адекватного образа существенное влияние оказала информационная война, проводимая Западом против России. В данной работе этот феномен рассматривается с социологических позиций.
Результаты информационных войн превосходят собой геополитические результаты, полученные другими, в том числе, военными методами. Прямая агрессия и осуществление политики с позиции силы вызывают активное осуждение и противодействие такой политике - скрытое или открытое. Содержанием информационной войны чаще всего является внешняя поддержка внутренних сил страны, имеющих репутацию демократических, к тому же как бы подавляемых реакционными режимами этих стран. Такой образ действий мы наблюдаем и в Северной Африке, и в Азии, и в республиках бывшего СССР, и на территории России. В этой связи, после событий 8 августа 2008 года - времени трёхдневной войны в Южной Осетии - руководство России заявило об опасности информационных войн для страны, о необходимости освоения способов информационной защиты и противоборства. Это выводит проблему информационного противостояния на новый уровень, актуализирует её.
осуществляют социологический анализ самой площадки коммуникаций -Интернет.1
В диссертационном исследовании широко использовался метод контент-анализа, который давно разрабатывается и широко востребован исследователями. Основные шаги в его разработке осуществили A.B. Баранов, Б. Бсрслсон, Г. Блумер, У. Томас и Ф. Знанецкий, Г. Лассуэлл, Ч. Осгуд.2 В нашей работе данный метод использован в продвинутой модификации - многомерного контент-анализа, разработанного и используемого на кафедре прикладной социологии Нижегородского госуниверситета.3
1 Ben-Ze’ev A. Privacy, emotional closeness, and openness in cyberspace // Computers in Human Behavior. 2003. Vol. 19. P. 451 467. (ScicnccDircct). URL:
www.elsevier.com/locate/comphumbeh; Dodge M., Kitchin R. Mapping cyberspace. London, New York: Routlcdgc, 2001. (Chapter 1. Introducing cyberspace. P. 1-31); Интернет в России. Выпуск 4. М.: Фонд «Общественное мнение». 2003, 12 сентября. URL: http://bd.fom.ru/rcport/map/projects/intemet/intemet03/o030401; Sulcr J. Identity management in cyberspace // J. Sulcr The Psychology of Cyberspace. 2000. URL: http://www.rider.edu/~suler/psycybcr/identitymanage.html; Бабаева Ю.Д., Войскунский A.E., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: «Можайск-Тсрра», 2000. С. 11-39. URL: http://\vww.relarn.ru/human/pers.html; Лупанов В.Н. Интернет как объект социологического исследования (к вопросу о развитии социологической сети в интернете, web-сети) http://socionet.narod.ru/borya/soc_02.html; Коноплицкий С. Интернет как предмет социологического анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. No. 3. Р. 186-193. URL: ecsocman.hse.ru/soc-ua/msg/19033928.html ; Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен СоцИс 2008 №11. URL:
<http://www.isras.ru/socis_2008_l 1 .html >.
2 Баранов А. В. Опыт текстового анализа газеты // Количественные методы в социальных исследованиях. Инф. бюл. ИКСИ АН СССР. 1968. №9; Берельсон Б. «Контент-анализ в исследованиях коммуникаций» // Интернет. URL:
http://www.scribd.com/doc/13888039/Content-Analysis-in-Communication-Rcs..., дата обращения 26.12.11; Блумер Г. Критика исследований в социальных науках: критика работы Томаса и Знанецкого о польских крестьянах // Интернет. URL: http://books.google.ni/b ooks/about/Critiques_of_rcsearch_in_the_social_scie.html?id=PKGeia RfcY8C&rcdir_esc=y, Дата обращения: 26.12.11; Томас и Знанецкий Польский крестьянин в Европе и Америке // Интернет. URL: http://books.google.ru/books/about/The_Polish_peasant_in_Europe_and_Amer... id=mWwJAQAAIAAJ&utm_source=gb-gplus-shareThe дата обращения 26.12.11; Лассуэл Г Анализ политического поведения, 1947, Интернет, URL:
http://www.twirpx.com/filc/625396/ дата обращения 12.12.11; Осугд Ч. Язык, значение и культура. // Интернет. URL: http://depositfiles.com/ru/fiIes/vbhj7yn2b, дата обращения 9.12.11
3 Краткое содержание метода изложено в: <http://nisoc.ru/lckta.html>
12
Проблема исследования - проблема результатов информационной войны, участие в которой принимает Россия, освещается в самых различных аспектах, при этом исследователи ориентируются на отдельные детали комплексного образа - современного бренда России. Данная работа представляет собой попытку идентификации отдельных составляющих данного образа, их качественной интерпретации и интеграции в единый конструкт.
В рамках диссертационной работы выдвигается гипотеза, согласно которой образ России, существующий в массовом сознании жителей стран Запада, носит негативных характер и выражается посредством не только критических, но и агрессивных стереотипов о стране. При этом представители разных западных стран могут по-разному относиться к нашей стране, ее населению, руководству и проводимой политике. Идентификация таких стереотипов возможна с помощью метода многомерного контент-анализа, используемого автором работы.
Объектом исследования является образ современной России в массовом сознании населения стран Запада.
Предметом исследования являются современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада.
Целью исследования является идентификация современных ключевых стереотипов о России, существующих в массовом сознании населения стран Запада.
Цель исследования была реализована путем решения ряда задач:
1. Проведение авторского исследования но идентификации и описанию современных устойчивых стереотипов о России, существующих в массовом сознании жителей стран Запада;
2. Выявление различий и сходств в восприятии образа России немецкоязычными и англоязычными обывателями - жителями стран Запада;
13