СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ...............12
1.1. Понятие адаптации и дезадаптации..................12
1.2. Сущность и принципы профилактики социальной
ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ........................38
ГЛАВА И. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.......................................70
2.1. Социологический анализ межведомственного
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ............................70
2.2. Модели профилактики социальной дезадаптации
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.....................................96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................123
I. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.......123
II. Литература........................................124
ПРИЛОЖЕНИЯ
140
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Необходимой задачей в этом процессе выступает нейтрализация отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, идеология социального государства способствует повышению социальных стандартов и ожиданий. При этом актуальной становится проблема предотвращения социальной дезадаптации индивидов, в первую очередь детей, преодоления негативных тенденций роста детской безнадзорности и ликвидации ее последствий.
Во-вторых, процессы дезадаптации детей и подростков проходят на фоне сложной социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, характеризующейся в том числе ростом безнадзорности, беспризорности и антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.
В-третьих, формирование системы профилактики безнадзорности и беспризорности, способствующей предотвращению социальной дезадаптации, требует четкого разграничения функций и тесного взаимодействия между органами власти разных уровней.
Росту числа дезадаптированных подростков способствует целый ряд факторов:
- разрушение основ прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшившего положение детей и возможности семьи по их жизнеобеспечении и развитию;
ватного результата имеют значение также характеристики данного общества, его соответствия или несоответствия внутренним ожиданиям и установкам индивида: «Адаптация представляет собой баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной среды»1. Нормы и представления этого общества могут быть не вполне приемлемы для субъекта адаптации возможно также, что эти нормы являются объективно антисоциальными.
Например, нормы тоталитарного, фашистского режима, принудительные для желающих выжить индивидов и групп, предусматривали отказ от гуманистических представлений, демократических ценностей. Их принятие, как показывает опыт ряда обществ XX века, приводило многих индивидов к серьезному внутреннему конфликту, ценностному и поведенческому.
В то же время практика идеологического и социального реформирования в нашей стране показывает, что объективно прогрессивные ценности индивидуальной социальной свободы и ответственности могут противоречить внутренним устоям достаточно больших групп индивидов, целых социальных слоев, которые предпочтут несвободу и в силу этого - безответственность2.
В-третьих, элементом адаптационного процесса является само взаимодействие субъекта и среды. Учитывая постоянную изменчивость двух первых элементов, можно считать, что адаптация имеет начало, но не имеет конца. Действительно, первоначально в этот процесс вступает индивид с определенными свойствами, которые изменяются под влиянием возраста, социальных трансформаций, самовоспитания, результатов адаптации.
Как указывал С.Д.Артемов, под адаптацией мы понимаем «не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности социумом, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль»3. Однако и среда, к которой необходимо приспособиться,
1 Parsons Т. Societies: evolutionär)' and Comparative Perspectives. - Englewood ClifTs, 1966. - P. 112.
2 Шабанова М.Л. Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации // Социологические исследования. 1995. №4.-С. 88.
3 Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии //Молодежь и труд / Под ред. Ядова В.А. - М., 1970. - С. 135.
16
также постоянно изменяется, причем иногда в очень значительных масштабах.
Поэтому даже если речь идет об относительно стабильной среде, процесс приспособления индивида к ней можно описать словами знаменитого парадокса Л.Кэррола из его «философской сказки»: для того, чтобы стоять на месте, нужно все быстрее двигаться вперед. Эффективная адаптация к динамической среде должна включать в себя способность к дальнейшему личностному и социальному развитию1.
Более того, социальная деятельность индивидов и групп ведет не только адаптации их к социуму, но также и к преобразованию конкретной социальной среды в соответствии с потребностями взаимодействующих сторон: под влиянием адаптации изменяется не только индивид, но также и социум2.
Наконец, в каждом моменте социального изменения можно видеть взаимодействие двух масштабных социальных процессов - адаптации и трансформации социальных организмов различного ранга. Эти метатехнологии3 проходят сквозь все социальные процессы.
Во взаимодействии двух или более социальных субъектов можно видеть либо деятельность по адаптации одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде можно рассматривать как частный случай такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает его к адаптации), либо индивид сам осознает необходимость приспособления и побуждает себя к нему.
Для этого необходимо изменение - сознательное или бессознательное, -адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или на свое окружение. Разумеется, это предъявляет высокие требования к субъектному потенциалу данного человека. Во многих слу-
1 Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1997. Хотя в данной работе адаптация отнесена только к проблемам детей-школьннков, однако содержание ее аналогично можно рассматривать также в приложении к любой другой категории индивидов.
2 Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.
3 Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях. - М, 1998. - 4.1. - С. 12.
17
- Київ+380960830922