Ви є тут

Высшая школа как системообразующий социальный институт : Региональный аспект

Автор: 
Найденова Людмила Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000253400
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования деятельности высшей школы в регионе § 1. Основы системообразующей деятельности высшей школы
§ 2. Высшая школа в регионе, ее институциональная сущность и социальные функции § 3. Анализ и прогнозирование деятельности высшей школы (принципы, показатели, методы)
Глава 2. Развитие высшей школы как социальный процесс: взаимодействие с социумом в регионе § I. Структурные изменения в высшей школе в процессе реформирования § 2. Роль региональных факторов в реформировании высшей школы
Глава 3. Развитие высшей школы как условие воспроизводства образовательного потенциала социума в регионе . § 1. Циклический характер развития высшей школы и его особенности в современном российском обществе § 2. Самодостаточность высшей школы как социального института и ее взаимодействие социальными процессами в регионе Глава 4. Регулирование деятельности высшей школы в регионе § 1. Применение программно-целевого метода в
регулировании деятельности высшей школы на региональном уровне § 2. Концепция мониторинга деятельности высшей школы на региональном уровне Заключение
Библиографический список Приложения
1. Создание информационного банка данных и исследование ситуации на региональном рынке труда специалистов
2. Методическое обеспечение маркетинговой службы в системе высшего и послевузовского образования
3. Инструментарий и результаты экспертной оценки состояния и перспектив деятельности системы образования
на региональном уровне
30
где ивх " то, что поступает на “вход” нашей системы и приводит ее в действие. Это - люди со своими ценностными ориентациями и со своей профессиональной направленностью; цели, поставленные обществом перед социальным институтом образования и системой подготовки специалистов;
и (Б, Е) - то, что реализует деятельность системы высшего образования. Это - функции, которые эта система выполняет в обществе; образовательные программы, концепция высшего образования; люди, участвующие в процессе подготовки специалистов (студенты и преподаватели);
ивых - то, что характеризует результат действия системы “на выходе”, т.е. ее эффективность в обществе, соотнесенная с общественной потребностью. Это - эффективность системы высшего образования и подготовки специалистов, связанная с их деятельностью после окончания вуза.
и (Б, Р) имеет две составляющих - структурную (Б) и функциональную (Р). Первая из них описывает подготовку молодых специалистов и систему высшего образования как систему взаимосвязанных элементов, а вторая описывает то же самое как процесс, где все элементы не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют.
Еще один важный момент связан с тем, что каждая система, в том числе и социальная, испытывает так называемые возмущающие действия — внутренние и внешние. Внутренние являются результатом внутренней противоречивости, которая всегда присуща любой системе. Если система подготовки специалистов рассматривается как единое целое, то противоречие может возникнуть при попытках наполнить новым, соответствующим «духу времени», содержанием старые учебные формы.
Если подготовка специалистов рассматривается в связи с изменением ситуации на рынке груда в регионе (городе, области) и процесс подготовки специалистов является одной из характеристик социально-экономической ситуации в регионе, то часто обнаруживаются противоречия между направлениями подготовки (и даже переподготовки) специалистов и их реальным трудоустрой-
31
ством, между выбором профессии молодежью и ее реальной занятостью в данном регионе.
К внешним воздействиям относятся изменения социально-экономической и политической ситуации в обществе в целом, которые могут достаточно своеобразно проявляться в отдельных регионах. Поэтому всегда важно учитывать экономическую и социально-политическую специфику региона, социокультурные особенности жизни и деятельности людей, проживающих в нем. Здесь мы выходим на понятие социальной среды общественной системы. Среду определяют как другие системы социального порядка, с которыми данная общественная система находится в экономическом, социально-политическом и духовноинформационном взаимодействии [64, с. 172]. С социальной средой и самой общественной системой связано понятие «социальный процесс», которое характеризуется как «последовательная смена состояний или движение элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта» [53, с. 263].
К социальным процессам, которые взаимодействуют с подготовкой специалистов, можно отнести: социальную мобильность, изменения в социальной структуре общества и в социальной структуре населения регионов. Если социально-экономическая ситуация в отдельных регионах такова, что указанные изменения приводят чаще всег о к социальному расслоению и к маргинализации тех слоев, в которые входят специалисты с высшим образованием (а это обычно сопровождается резким падением спроса на специалистов на рынке труда), то все это может привести к обострению социальной напряженности и к развитию социального конфликта. Можно назвать следующие важные особенности, характеризующие нынешние социальные процессы в нашем обществе:
1. Наличие большого ряда структур (организационных, управленческих, экономических), взаимосвязанных и взаимодействующих, в рамках которых происходят указанные социальные процессы.
2. Неустойчивость во времени и невозможность повторения одинаковых социальных процессов через определенные промежутки времени.