Ви є тут

Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе : На материалах кросс-культурного исследования творчески одаренных детей

Автор: 
Лукаш Елена Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274189
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1. Творческая деятельность и творческая личность в современном обществе
1.2. Подходы к проблеме социальной адаптации творчески одаренной личности
1.3. Социопсихологические характеристики креативных личностей в контексте социальной адаптации
1.4. Социокультурные особенности социальной адаптации творчески одаренных детей в современном обществе
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ И США
2.1. Исследование взаимосвязи творческой одаренности и тревожности как индикатора адаптированности
2.2. Анализ общественного мнения в отношении особенностей адаптации творчески одаренных детей в России
2.3. Анализ общественного мнения в отношении особенностей адаптации творчески одаренных детей в США
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования общественного мнения в России и США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
3
17
17
28
60
76
101
101
116
146
170
192
198
220
ВВЕДЕНИЕ
Акту альность темы исследования
Проблема взаимоотношений творческой личности и общества существует с момента возникновения цивилизации, однако именно в современную эпоху инноваций этот вопрос приобретает особую остроту. В целом он связан с ростом значения так называемого «человеческого фактора» в экономике, политике и культуре, причем концентрированным выражением этого факгора являются творческие способности человека. Поскольку они наиболее интенсивно выражаются в детском возрасте, то примерно полвска назад в США и странах Европы, а в России с середины 1990-х гг. психосоциальные характеристики творчески одаренных детей и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации, стали рассматриваться как серьезная социальная проблема. Во-первых, это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, актуализация которых может значительно повысить качество любых общественных реформ. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество — ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества.
Понимание значимости творческой деятельности для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения специфики адаптации креативных личностей, особенно творчески одаренных детей. Это связано с тем, что непосредственно вопрос социальной адаптации касается, в первую очередь, детей, поскольку именно они в наибольшей степени уязвимы
разграничения понятий таланта и гения В. Ф. Овчинников указывает, что «если взлет ярко выраженного таланта совпадает с потребностями общества в таком его проявлении и оставляет след в своей области, то он становится гениальностью» [43. С. 6]. К. К. Платонов также обосновывает идею, что гений - понятие не психологическое, а социальное [45]. В приложении к теме исследования достоинством данных представлений является подчеркивание необходимости для возможности развития творческого таланта его соответствия потребностям социума.
Идея о представленности общества в творчестве выражена и в современной отечественной социологии искусства [22]. Специалисты, анализируя художественное произведение, различают в нем две стороны - наличную, актуализированную в самом произведении, и потенциальную, раскрываемую лишь в процессе восприятия. И только в своем единстве эти две стороны художественного творения позволяют судить о его содержании. Это означает, что художественная модель действительности обладает одной принципиальной особенностью - пока в нес не включен потребитель, общество, она не завершена, не достроена.
В целом же, для ряда других отечественных и зарубежных исследователей характерно обращение внимания на социальные детерминанты творчества, определяющие сущность и саму возможность творения [19, 49, 65, 67, 85, 94, 208, 235, 240, 242].
Таким образом, многие исследователи креативности согласны с тем, что творческий продукт обязан быть не только новым, но и должен отвечать потребностям других людей, быть важным и необходимым для общества, т.с. быть принятым социумом. Без социокультурной валидизации невозможно говорить о креативности, а только о новом, нестандартном продукте. Некоторые теории даже утверждают, что «творческость» не есть, собственно, характеристика продукта или процесса и является категорией суждения в умах наблюдателей, чаще всего экспертов или специалистов [224]. Подобные
представления способствовали добавлению фазы социальной валидизацин в творческий процесс.
В данном контексте необходимо отмстить, что идея творчества содержит в себе несколько смысловых уровней. Различия в понимании творчества и, соответственно, отношения «творческая личность — общество» связаны с тем, что исследователи акцентируют внимание на разных его уровнях. Для того чтобы интегрировать существующие подходы к исследованию творчества и творческой личности, мы используем тот способ аналитики человеческого бытия, который предлагает С. Е. Ячин [89]. В основе этой аналитики лежит учет реальной последовательности формообразований, которые претерпевает в своем развитии человеческий индивид. В своем становлении как личности индивидуальность последовательно формообразуется экзистенциально, символически и институционально. В итоге эти стадии сплавляются в интегральных качествах человеческой жизнедеятельности. Тем не менее, аналитически всегда можно выделить в этом интегральном качестве различные смысловые зоны, отвечающие за соответствующие механизмы воспроизводства целостности человеческого бытия. Творческая деятельность не исключение. В этой деятельности всегда присутствует экзистенциально-психологический план индивидуальных переживаний и задатков, культурно-символический план выражений и социально-институциональный план экспозиций или легитимаций. Человек может от природы иметь творческие задатки, но это не равнозначно способности культурного выражения такой одаренности. Для ее выражения необходимо владение теми или иными символическими ресурсами, которыми являются культурно выработанные знания, навыки, умения. Равным образом способность к символическому интерсубъективному выражению творческих способностей не совпадает с возможностью институционального (рыночного или престижного) признания продукта деятельности в качестве творческого. Только единство этих трех смысловых этапов и планов деятельности позволяют осуществлять воспроизводство творческого потенциала человека и общества.