Ви є тут

Устойчивое развитие русского этноса как фактор стабильности российского социума

Автор: 
Мотькин Владислав Николаевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
178
Артикул:
1000293321
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
Введение 3
Глава 1. Россия и русские: особенности национального 12
состава социума
1.1. Роль русского этноса в системе межнациональных 12 отношений социума России.
1.2. Русский национальный характер в координатах «Восток-Запад» 47
Глава 2. Социально-этнические проблемы и перспективы 86
развития русского народа
2.1. «Русский вопрос» внутри России 86
2.2. Социальное положение русских в полиэтническом 109 регионе 90-х гг. и формы диалога властных структур,
национальных общностей и общественных организаций
Заключение 141
Список использованной литературы 149
Приложения 160
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
В 90-е годы под воздействием «центробежных» этнополитических и этнокультурных тенденций, которые явились обратной реакцией на доминировавший в советский период «центростремительный федерализм», произошли резкие изменения в понимании национальных процессов в нашем обществе, более многогранным стало и представление о роли русского народа в истории и современном развитии многонациональной России.
Однако до последнего времени в научной литературе и государственных документах недооценивается назревший комплекс социально-экономических, политических и этнокультурных проблем русского народа, являющегося титульной нацией, давшей название стране. Любой ученый, политик, управленец, публично заговоривший о проблемах русского народа, рисковал быть обвиненным в проявлении великодержавного шовинизма.
Перелом наступил в 1996 году с утверждением Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, в которой отмечено: Благодаря объединительной роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов... межнациональные отношения в стране во многом бу-д)т определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности» (Регионология. 1996. № 3—4. С. 10—11,20). И уж если в XIX веке духовные лидеры русского народа трактовали его главное (уникальное) достоинство как «стремление в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности» (Ф.М.Достоевский. Пушкин (Очерк) //Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 144), то, вполне естественно, эта роль значительно возрастает в условиях социальной модернизации страны на стыке XX и XXI веков, приобретая лишь внутренний (вместо внешне-
С.Т. Калтахчана, В.И. Козлова, В.В. Пименова, Э.В.Тадевосяна. [19, 72, 127, 170].
Однако современная отечественная наука не смогла дать адекватную оценку так называемому «этническому ренессансу» — новому глобальному движению, охватившему практически все немононациональные республики СССР. Теория национального вопроса, разработанная в рамках марксистской методологии, выдвигающей в качестве основополагающего классовый принцип анализа общественных явлений, зачастую игнорировала межнациональные противоречия, во всяком случае не рассматривала их как предмет самостоятельного и основательного теоретического изучения. Неожиданный и стремительный поворот в развитии межнациональных отношений вынудил ученых-обществоведов искать дополнительные основания для решения данной проблемы.
Они прежде всего сводятся к признанию национальных противоречий как имманентных любой политической системе, независимо от общественно-политического строя, в рамках которого она развивается. Признание противоречивости межнациональных отношений как факта реальности еще нередко ограничивается на практике попытками принижения их значимости и влияния на характер протекания общественных процессов. Если бы своевременно было понято, что национальный вопрос отнюдь не второстепенный, решаемый механически по мере возникновения социально-экономических проблем, а самодостаточный, требующий особого подхода и заслуживающий внимания в первую очередь, возможно, удалось бы предотвратить распад Советского Союза.
Вместе с тем специфика протекания общественных процессов все больше дает оснований для утверждения, что именно национальный фактор (как показали события осени 1999 года в Дагестане и Чечне) наряду с экономическим стал на современном этапе развития нашей страны определяющим, а превалирующей формой выражения группового интереса стала национальная. Углубляющееся противоречие между национальными регионами (рсс-
публиками) и центром и отсутствие адекватных способов его разрешения привели к стихийной консолидации людей по национальному признаку. Именно в национальной группе они увидели средство, способное оказать влияние на государственную систему с целью обеспечения более справедливого распределения общественного богатства и создания возможностей самим определять свою судьбу. Консолидация происходит на основе утверждения и пропаганды национальных ценностей, абсолютизация и гиперболизация которых с неизбежностью приводит к национализму.
Нужно заметить, что дискуссии вокруг понимания этничности не только не затухают, но и периодически разворачиваются с новой силой. Если бы мы задались целью выяснить, какое из социологических направлений в наибольшей степени адекватно отражает ход межнациональных отношений и процессов, а также показывает роль и место этноса в социальной системе, то оказались бы перед богатым выбором.
Отечественная и зарубежная наука характеризуются большим разнообразием школ и направлений в изучении межнациональных отношений.
Все эти теории сводятся, как правило, к трем подходам в понимании этнического феномена — примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.
В теориях примордиалистского подхода акцент делаетсяся на том, что этничность является некоторой «первоначальной» (исконной, изначальной) характеристикой человеческого бытия. Под «изначальностью» понимается связь этой характеристики с той «данностью», в рамках которой формируется человек. Последнее связано с его становлением в конкретной религиозной общности, использованием субстанции, трудно поддающейся однозначному определению, которая проявляется в языке (или диалекте), следовании социальным обычаям и традициям.
Этничность человека существует от его рождения до смерти и не может распространяться в обществе посредством социальной мобильности. В этом смысле этничность является инкорпорированной «в себя». Данная характе-