Ви є тут

Репутация личности: социальные и деловые аспекты

Автор: 
Докукина Екатерина Юрьевна
Тип роботи: 
социальные и деловые аспекты
Рік: 
2004
Артикул:
192782
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕПУТАЦИИ ЛИЧНОСТИ........................................ 19
1.1. Концептуально - методологические основы изучения. репутации личности...................................................19
1.2. Социологический аспект сущности феномена репутации личности ...,..............................................36
1.3. Атрибутивные характеристики репутации личности....53
ГЛАВА 2. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ.....................................71
2.1. Репутация личности в современном динамичном обществе знания.....................................................71
2.2. Социокультурные детерминанты репутации личности предпринимателя............................................91
2.3. Репутация личности предпринимателя в условиях транзитивного российского общества..................................... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 142
2
щ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется многообразием признаков социальной ситуации, свидетельствующих о возрастании значимости морального измерения человека в качестве субъекта и объекта социальных изменений. К существенным признакам относится тревога относительно нравственного состояния человечества в целом, которая выражена видным теоретиком цивилизационного развития А. Тойнби следующим образом: «Наиболее тревожащей чертой современного общества является то, что власть, придаваемая технологией, с недавних пор возросла до беспрецедентного масштаба, с беспрецедентной быстротой, в то самое время, как средний уровень морального поведения людей фактически упал... Трудно понять в атомный век, как человечество сможет избежать массового самоубийства, если ему не удастся поднять средний уровень своего поведения до предела, действительно достигнутого Буддой и Св. Франциском Ассизским»1. Такого рода констатация фактического положения неизбежно ставит вопрос о причинах падения среднего уровня морального поведения индивидов, способах изменения этой социальной ситуации, о самих содержательных параметрах среднего уровня, его нормативной определенности.
В плане проблематики данного исследования важным является то, что в диалоге Востока и Запада, который персонифицирован А. Тойнби и Д. Ике-дой, вопрос о моральном измерении человека связан с достоинством, отнюдь не данным изначально, а культивируемым той или иной социальной и культурной средой и неотъемлемым от репутации личности. Изменение сложившейся социальной ситуации и преодоление деградации этического поведения невозможны без усиления духовного начала в человеке, ориентации на образец подражания, содержащий в кодексе поведения и представляющий собой основу репутации личности в ее нравственном, гражданском и профессиональном измерениях.
1 Диалог Тойнби - Икедл. Человек должен выбкратк сам. М., 1991. С. 393 - 394.
3
- проанализировать значимость социокультурной детерминации, трансформации репутации личности предпринимателя;
- раскрыть особенности репутации личности в современном обществе знания;
- выявить черты деловой и социальной репутации личности предпринимателя в условиях транзитивного характера современного российского общества.
Теоретико-методологические основы исследования. Социологическое исследование социального и профессионального аспектов проблемы репутации личности в современном сложном обществе, в том числе и носящего транзитивный характер российского общества, основано на использовании целого комплекса социально-философских, общенаучных и социологических методов: принципов объективности, всеобщей связи, противоречия и методов сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. Исходными методологическими идеями являются «пространство новых социологий», связанное с именами II. Бергера, П. Бурдье, Э. Гидденса, И. Гофмана, Т. Лукма-на, Н. Элиаса, конструктивистский подход в социологии и социологическая сетевая теория общества. В работе используются результаты отечественных и зарубежных исследований различных аспектов проблемы репутации личности.
Новизна исследования состоит в том, что концептуально-методологическим фундаментом диссертации является модель человека как целостной системы, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множество образов сущности человека, положение о главной составляющей сущности человека как интериоризованной индивидом системы этических принципов и понимание человека как системообразующего фактора общества и культуры. В работе получены следующие самостоятельные результаты:
14
- очерчены концептуально-методологические основы изучения репутации личности, адекватные современному трансформирующемуся обществу как сложной системы;
- рассмотрен социологический аспект сущности феномена репутации личности на основе ценностной стороны природы человека;
- установлены атрибутивные характеристики репутации личности, к которым относятся достоинство, честь, статус, имидж, авторитет, доверие и уважение;
- проанализирована значимость социокультурной детерминации трансформации репутации личности предпринимателя;
- раскрыты особенности репутации личности в современном динамично развивающемся обществе знания;
- выявлены черты деловой и социальной репутации личности предпринимателя в условиях транзитивного характера современного российского общества.
На защиту вынос5ПСи следующие положении:
1. Из множества интерпретаций сущности человека в качестве адекватной социологическому исследованию феномена репутации современной личности концептуальной основы выбрана целостная генерализованная модель человека, состоящая из шести информационных систем и позволяющая подвергнуть социологической интерпретации особенности каждой из существующих культур, с которой органически связана трактовка ядра сущности человека как совокупности интериоризованных индивидом этических принципов, присущих той или иной культуре и определяющих социальное поведение человека (им и занимается социологическая наука).
2. Социологический аспект сущности феномена репутации личности в современном обществе носит ценностное содержание, обусловленное социальным и культурным аспектами сущности человека, и может быть выявлен только на основе иерархии человеческого потенциала, слагающегося из биологического, психического и личностного потенциала, который наиболее