Ви є тут

Военное обучение в инженерно-техническом образовании как социальный институт интеграции студенчества

Автор: 
Жаляускас Виктор Бронюсович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271929
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение . 3
Глава I. Институционализация военного обучения в системе 11 современного инженерно-технического образования
1.1. Военное обучение: проблема формирования кон- 13
трактной модели.
1.2. Роль военного обучения в инновационном образова- 31
тельном процессе.
1.3. Институционализация военного обучения: функцио- 51
нальная подсистема
Глава II. Военное обучение и групповая идентификация сту- 66
денческой молодежи
2.1. Военное обучение в системе ценностных ориентаций 67
студенческой молодежи
2.2. Влияние военной профессионализации на социаль- 84
ное поведение студенческой молодежи.
2.3. Военное обучение как фактор социальной самоорга- 102
низации с туденчества
Заключение 121
Библиографический список 126
3
Введение
Актуальность темы исследования. Необходим ость-пересмотра модели образования в новых социальных условиях рыночной экономики и демократических институтов вызывает исследовательский интерес к его реформированию затрагивающее все его основные аспекты, в том числе военное обучение в вузах. Включение в процесс серьёзных изменений и радикальных реформ, в которых факторы долговременного и краткосрочного воздействия определяют институциональную перестройку структурных и функциональных составляющих обосновывает актуальность темы исследования. Модернизация образования и инновации в нём будут сопровождаться как созидательными так и деформирующими эффектами.
Военное обучение в гражданских вузах находится в состоянии дис-функциональности: прежняя система подготовки, связанная с решением государственных задач повышения обороноспособности страны и идеологическим воспитанием студенческой молодежи, не может быть воспроизведена в изменившихся условиях. Контуры новой системы военного обучения только складываются, помимо высших ограничений, помехами можно назвать падающий уровень военно-патриотического сознания молодежи, недостаточное понимание задач и методов военного обучения среди некоторой части профессорско-преподавательского и управленческог о состава вузов.
Между тем, военное обучение в условиях рыночной экономики и структурных изменений в обществе выводится на передовые позиции в процессе изменения адаптационного потенциала выпускников вуза. Получение второй, военной профессии существенно повышает шансы выпускников вузов при фудоустройстве в структуры государственного управления.
Кризис образования, как социокультурной системы, сопровождается урезанием возможностей социализации молодежи. Военное обучение в силу своей специфичности выполняет воспитательные функции, дополняет «пер-соно-ориентированпую» стратегию образования. Целесообразно исследо-
12
Дезинтеграция прежней системы военной подготовки, основанной на идее священной обязанности защиты Отечества подорвала внутренние ресурсы достаточно отлаженного воспроизводства младшего офицерского состава в гражданских вузах. К тому же пацифизация образовательной системы1 привела к исчезновению структурных связей между высшим образованием и военным обучением, военным и гражданскими техническими и гуманитарными циклами.
Естественно, что ни один уровень высшего образования не может существовать самостоятельно, и с 1995-1996гг. наметился поворот в образовательной политике. Государственные органы осознали и потребность в подготовке квалифицированного военного резерва в вузовской системе. Определилась проблема безработицы молодых специалистов, что связано не только с затяжным экономическим кризисом, но и с продолжением выпуска специалистов с морально устаревшим пакетом знаний и отсутствием инновационных организационных и технологических навыков. Военное обучение в какой-то степени компенсировало оторванность вузов от производственного обучения.
Целыо военного обучения явилось формирование военных специалистов с определенными командирскими (организаторскими) и коммуникабельными качествами, адаптированных к изменениям политической и экономической ситуации.
Высшее образование ориентируется на решение социоадаптивных задач, подготовку специалистов как по традиционным и не престижным специальностям, так и модным, что ведет к раздвоенности образовательной системы даже в рамках конкретного вуза. Симбиоз различных форм обучения повышает шансы на успех в конкуренции вузов, но создает внутренние барьеры организационного, исполнительского, административного характе-
! Постановление Совета Министров-Правитсльства Российской Федерации от 20 июля 1993г. №690 //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993. №30. ст. 2801.
13
ра. Возникает неформальная градация студенчества, что приводит к разрыву единых образовательных циклов. Военное обучение оказалось в данной ситуации «периферийной» и отчасти «реликтовой» дисциплиной, которая сохраняла стабильность образовательных норм и изменялась под влиянием государственных решений в сфере военной политики. То есть переход от военной подготовки к военному обучению связанный с институционализацией военного обучения, обретением новых норм и функций, организационных структур и образовательных циклов проходил в рамках автономного существования внутри системы высшего образования, что имело и имеет определенные социальные последствия, которые нуждаются в самостоятельном социологическом анализе.
§1.1. Военное обучение: проблема формирования контрактной модели.
Изменения в российском обществе 90-х годов характеризовались пересмотром основных положений и принципов военного обучения в гражданском вузе. Если взять ретроспективный анализ, «революции» в системе перехода от всеобщей военной подготовки к военному обучению по устанавливаемым нормам набора происходили регулярно, что, в первую очередь, было обусловлено реальным состоянием обороноспособности сграны и текущими политическими задачами. Однако ранее, ни в конце 30-х годов, ни после Великой Отечественной войны, ни в 60-е годы, перед военной подготовкой не стояла проблема «перемен вектора образования», формирования иной, построенной на саморегулировании и координации, системы образовательных норм и ценностей.
Военное обучение является индикатором социальной модернизации: английский историк Э. Хобсбаум отмечает, что «армия и массовое обучение