Ви є тут

Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии

Автор: 
Биченко Иван Григорьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
152
Артикул:
191771
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Социологические концепции ценностей и ценностных ориентаций
1.2. Влияние аномии на социализацию российского студенчества
1.3. Тезаурусный подход к изучению ценностных ориентаций молодежи
Глава 2. ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ
2.1. Представления российских студентов о «хорошей жизни»
2.2. Мотивация к получению высшего образования в свете ценностных детерминант жизненных планов
2.3. Оценки «хорошей жизни» как интегральный показатель ценностных ориентаций студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится в состоянии активной трансформации, начатой в период перестройки (середина 1980-х - начало 1990-х годов), но не завершившейся и спустя два десятилетия с этого времени. В разной степени, но во всех случаях радикально трансформация затронула экономическую, политическую, социальную, духовную сферы, условия жизни людей. Такого рода быстрые перемены, даже если они не имеют характера кризиса, порождают, как было показано еще социологами начала XX века (Э. Дюркгейм и его школа), распад ценностных систем, потерю в обществе ориентиров, каковыми выступают социальные нормы. Этот период - более или менее длительный - проявляется на всех уровнях социальности (в макро-, мезо-, микросистемах) как аномия, т. е. отсутствие норм, разделяемых обществом в качестве доминирующих, повсеместно признанных и в силу этого выступающих регулятором человеческого поведения и отношения к жизни.
Социальная аномия в российском обществе охватывает разные сферы деятельности и разные сообщества, приобретая специфические черты и свои темпы преодоления безнормности. В молодежных сообществах этот процесс существенно осложняется возрастными особенностями освоения социальных ценностей и норм, связанная с тем, что в период молодости ценностно-нормативная регуляция только формируется. В результате возникает проблемная ситуация, суть которой состоит в том, что ценностные ориентации будущих специалистов в период наиболее активного освоения ими основ мировоззрения и профессиональной деятельности испытывают на себе деформирующее влияние социальной аномии, что содержит повышенный риск ценностной дезориентации.
.Эта проблемная ситуация сказывается в образовательном процессе, в том числе отражается на мотивации к обучению, представлении о жизненных перспективах, жизненных целях и способах их достижения, выявлении «своих» и «чужих» в различных сообществах и т. д. Ее изучение
3
Виндсльбаїщ рассматривает философию в целом как критическую науку об общеобязательных ценностях. «...Философия каждой эпохи есть мерило той ценности, которую данная эпоха приписывает науке: именно потому философия является то самой наукой, то чем-то, выходящим за пределы науки, и, когда она считается наукой, она то охватывает весь мир, то есть исследование о сущности самого научного познания»4.
Задача философии «заключается в установлении тех ценностей, которые лежат в основании познания, морали и искусства»5. В философии нет «истин фактов», все ее рассуждения имеют оценочную природу. «Таким образом, ценности, обладающие нормативным значением, отличаются от природных законов — это значимость Müssen (т.е. “иначе не может быть”), значимость норм и ценностей — Sollen (“это должно быть так”). Первые мы принимаем, приспосабливаясь. Вторые мы обязаны доказать делом или развенчать»6.
Теория ценностей Виндельбанда получила дальнейшее развитие в философии Риккерта. Понятие ценности он вводит, определив понятие «пережитого»: «То, что мы не “пережили”, для нас не существует, следовательно не может входить и в философию». Соответственно «Переживаемое в “переживании” обнаруживает существенное для себя, наиболее важное в себе, говоря яснее, связанное с ценностью. Противоположным ему остается безразличное, незначимое, не имеющее ценности чуждое и потому мертвое, которое не может сделаться переживанием для нас, потому что оно нас ничем не касается»7. Ценность не обладает бытием, но имеет значение абсолютных норм, которым подчиняется наше знание, поступки, вкусы в области этики и эстетики. Ценностное суждение трансцендентно, оно выражает уровень значимости для ученого. При этом «если в области
4 Виндельбанд В. Прелюдии. [Текст] / В. Виндельбонд — М.: Кучково поле, 2003 — 393 с. С. 16.
5 См.: Антисери Д., Реале Дж. Указ. соч. — с. 283.
6 См.: там же.
7 Рикксрт Г. Философия жизни. [Текст] / Г. Риккерт — М : Ника-Центр, 1998 — 512 с. С. 310.
14
научного познания истинное суждение — это суждение ценностное, т. е. суждение, которое должно сделать (ведь научное суждение как бы диктует разуму ученого необходимость создания именно этих ценностных, истинных суждений), то и в области этики нравственный поступок — это поступок, который должно совершить. Не говорится, что поступок должно совершить, потому что он нравственный, а, наоборот: есть понятие долга, которое диктует наши поступки, долг есть закон для нашего нравственного познания. И нравственный поступок — это поступок, который соответствует этому понятию долга, поступок, который должно совершить»8. Эта позиция является ключевой для понимания трансцендентальной версии теории ценностей. Долженствование является фундаментом познания, а должное трансцендентно по отношению к сознанию. Однако па вопрос о природе источника ценностей Риккерт не дает прямого ответа, ценности существуют как некий объект разума и обладают иерархией, в которой верхние позиции занимают духовные ценности, а нижние — «ценности желудка».
Рассмотрев понятие ценности характерное для трансцендентализма, перейдем к тем версиям этого понятия, которые были сформулированы в рамках социологической науки. Начнем с определения ценности в понимающей социологии М. Вебера, затем рассмотрим, как это понятие осмыслено представителями чикагской социологической школы У. Томасом и Ф. Знанецким. В рамках подходов структурно-функциональной теории остановимся на версии Т. Парсонса. Далее проанализируем, как понимается ценность в концепции регуляции социального поведения личности
В. А. Ядова, после чего перейдем к посгструктуралистской версии Ж. Бодрийяра.
Лега. В. П. Современная западная философия. [Текст] / В. П. Лега. — М. : Православный Свято-Тихоновским Богословским Инсппуг, 2007 — 200 с. С. 70.
15