Ви є тут

Добрачные сексуальные отношения российской молодежи : проблема нормы и отклонения

Автор: 
Тихомиров Дмитрий Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299796
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования добрачных сексуальных отношений молодежи..........................13
1.1. Социологические теории социальной нормы и отклонения 13
1. 2. Добрачные сексуальные отношения молодежи и их соответствие
социальной норме на различных этапах общественного развития 42
1.3. Социальные условия, влияющие на распространение добрачных
сексуальных отношений молодежи.................................68
Глава 2. Добрачные сексуальные отношения российской молодежи как форма добрачного поведения..............................93
2. 1. Состояние и динамика отношения различных возрастных групп к
добрачным половым связям молодежи..............................93
2. 2. Региональные и конфессиональные особенности восприятия добрачных сексуальных отношений молодежи.........................115
2. 3. Воздействие добрачных сексуальных отношений молодежи на
институт брака................................................132
Заключение....................................................148
Список использованных источников и литературы.................152
Приложения....................................................179
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальные преобразования в России, начавшиеся в конце XX века, обусловили не только социально-экономические и политические, но и социокультурные изменения. Многие основополагающие ценности и нормы, задававшие определенные стандарты и ориентиры социального поведения индивидов, трансформируются. Это касается и добрачных сексуальных отношений молодежи, которые всего несколько десятилетий назад квалифицировались как девиация и осуждались обществом, а молодые люди, состоявшие в этих отношениях, подвергались социальному исключению, что значительно отличается от современных российских условий. Культурный плюрализм общества, широкая вариативность норм и поведения приводят к тому, что добрачные сексуальные отношения молодежи в российском обществе в отличие от советского общества получают вес большую моральную легитимацию и становятся среди некоторых фупп молодежи широко распространенным явлением.
Ослабление моральной регуляции поведения молодых людей, расширение спектра возможностей для социальных практик добрачных сексуальных отношений происходят на фоне нарастающих негативных демографических тенденций в российском обществе. Данные официальной российской статистики, включая и перепись населения 2002 года, свидетельствуют о сохранении и углублении таких процессов, как увеличение возраста вступления в брак и рождения детей, рост числа незарегистрированных брачных союзов (3 млн супружеских пар или 10% от общего числа браков не имеют официальной регистрации1) и внебрачных рождений детей (почти треть всех рождений происходит вне брака2), при том что естественный коэффициент рождаемости значительно ниже уровня, требуемого для простого воспроизводства населения. Это вызывает все большую озабоченность в обществе, что находит свое проявление в различных государственных программах. Так, в концепциях демографической
1 l^t^D:/Av^vw■ncгcpis20Q2■m/contcnt.html?id^~7«S:docid:Ч 0715289081450
2 Рассчитано по: Демографический ежегодник России. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — С. 171.
3
пости и ориентации на успех, а также учитывающего отношение общества к атому виду деятельности.
М. Вебер объясняет многочисленные проявления единообразия в социальном поведении не ориентацией на определенную «значимую» норму, не обычаем, а тем фактом, что данный тип социального поведения, по существу, больше всего соответствует, по субъективной оценке индивидов, их естественным интересам, и что на эти взгляды и знания они ориентируют свое поведение. По мере того как индивиды действуют таким образом - чем более целера-ционально их поведение, тем более сходны их реакции на данные ситуации, -возникают единообразие, регулярность и длительность установки и поведения, которые часто обладают значительно большей стабильностью, чем поведение, ориентированное на нормы и обязанности, считающиеся «обязательными» в определенном кругу. В своей неосознанности и внутренней свободе оно представляет собой полярную противоположность, с одной стороны, всем видам внутренней связанности привычными «обычаями», с другой — подчинению нормам, которые считаются рациональными по своей ценности.
Ценностно-рациональное действие подразумевает, что действующий субъект ориентируется не на возможные последствия, а в первую очередь на свои сознательные убеждения, и выполняет то, что, как ему кажется, требуют
от него его ценности: этические, эстетические, религиозные. Другими словами,
/>
ценностно-рациональное действие может не быть ориентированным на успех, но зато всегда осуществляется в соответствии с нормами или требованиями, которые действующий субъект считает предъявленными к себе. То есть целью и результатом такого действия является само действие, подразумевающее выполнение «заповедей» или «требований», в повиновении которым видит свой долг индивид.
Аффективное действие подразумевает, что действующий субъект ориентируется на чувства и аффективное восприятие действительности. Поскольку такие действия наполняются смыслом через эмоции, рациональный расчет и следование нормам у подобного действия обнаружить затруднительно.
Традиционное действие означает ориентацию на соблюдение сложившихся норм, правил, привычек, то есть действующий субъект может не задумываться о его смысле. Традиционные действия могут быть лишены непосредственной практической целесообразности. Цель данного типа социального действия - символизировать определенные социальные отношения, служить формой их наглядного выражения и закрепления.
Каждый тип социального действия М. Вебера непосредственно связан с ценностями и нормами той культурной среды, к которой принадлежит индивид.
Флориан Знанецкий рассматривал социальные действия в качестве фундаментальной составляющей социальной реальности, поскольку они представляют собою «нормативно регулируемые взаимодействия между двумя или более индивидуумами». Общество он рассматривал как надындивидуальную целостность, в котором определяющую роль играет «ценностно-нормативный порядок», который, собственно, и ршулирует социальные действия11.
По словам Знанецкого, «социальная организация основывается на коллективно признаваемых и поддерживаемых нормах, которые регулируют не только действия, но также опыт и представления ее членов... Культурные феномены являются социальными, поскольку все они подчинены коллективно санкционируемым правилам»12.
По мнению У. Томаса, между спонтанными определениями ситуаций, даваемыми членом организованного общества, и определениями, которые предлагает ему общество, существует постоянная конкуренция. Индивид тяготеет к гедонистическому выбору деятельности, когда на первом месте удовольствие, а общество - к утили тарному выбору, когда на первом месте безопасность. Организованное общество пытается регулировать конфликты и конкуренцию, неизбежные между членами общества, которые стремятся реализовать свои желания. Именно поэтому, по мнению Томаса, появляется моральный код, представляющий собой совокупность норм поведения, которые регулируют процесс выра-
11 Общая социология. Хрестоматия / Сост. Л. Г. Здраиомыслов, Н. И. Лапин; Пер. В. Г. Кузьмииов; Под общ. ред. И. И. Лапина. М.: Высш. гик., 2006. С. 174.
2 гпотесЫ Г. Иаик1 о Ышгге. \Varsawa, 1971. Р. 651-652.
18