Ви є тут

Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни

Автор: 
Кубякин Евгений Олегович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303270
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................... 4
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ
И СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ........................ 18
1.1. Теоретико-методологическое обоснование сущности молодежного экстремизма.................................. 18
1.2. Специфика молодежного сознания и социально-групповой самоорганизации в механизме формирования молодежного экстремизма 44
1.3. Особенности молодежного экстремизма в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды........ 59
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ........................ 73
2.1. Теоретические подходы к социологическому изучению информационного общества................................. 73
2.2. Информационно-коммуникационная среда как форма социального пространства................................. 97
2.3. Некалькулируемые последствия глобализации информационнокоммуникационной среды общественной жизни............... 121
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ.................... 144
3.1. Молодежь как объект и субъект изменений в процессе глобализации информационно-коммуникационной среды....... 144
3.2. Особенности социализации молодежи в условиях глобализационных трансформаций.......................... 169
3.3. Факторы отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды....... 202
2
ГЛАВА 4. ФАКТОРЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ.................................. 220
4.1. Информационное неравенство и виртуализация образа жизни
как факторы глобализации молодежного экстремизма........ 220
4.2. Информационные сети в самоорганизации молодежного экстремизма............................................. 233
ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОИСК СОЦИАЛЬНО-ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЙ..................................... 251
5.1. Молодежный экстремизм в Рунете (российском сегменте Интернета).............................................. 251
5.2. Эмпирическое исследование социальной базы молодежного экстремизма (на примере Краснодарского края)............ 261
5.3. Глобализация как фактор изменения государственной молодежной политики, направленной на профилактику экстремизма 275
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 286
ЛИТЕРАТУРА......................................... 301
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................... 339
3
категорий, пропаганды культа денег и грубой физической силы, насаждения понятие вседозволенности»1.
Несмотря на то, что существует множество субъективных (тесно связанных со спецификой молодого поколения, его социально-возрастными и социально-психологическими особенностями) факторов генезиса молодежного экстремизма, было бы несправедливо видеть «корень зла» только в молодежи. Как особая социально-демографическая группа она все же является частью общества и по-своему отражает своеобразие каждого этапа его развития. Для успешного противодействия молодежному экстремизму следует, прежде всего, четко отличать его причины, коренящиеся в несовершенстве самого общества, в недостатках государственной молодежной политики, от форм его проявления, имеющих социально-групповую специфику.
Молодежь, конечно, является существенной «группой риска» в любом обществе, особенно в условиях социокоммуникативных и социокультурных трансформаций. Однако субъективные факторы молодежного экстремизма, при условии адекватной, продуманной молодежной политики, успешно нивелируются. Гораздо сложнее дело обстоит с объективными факторами - социальным контекстом взросления молодежи. Многие из объективных факторов генезиса молодежного экстремизма представляют собой системные социальные проблемы, не решаемые годами, порой десятилетиями. Безусловно, не может быть и уверенности в том, что данные проблемы будут решены в ближайшее время. Значит, необходимо так построить молодежную политику, чтобы она способствовала преодолению негативного влияния системных социальных проблем на молодое поколение, переключала внимание, энергию, творческое начало молодежи на социально приемлемые цели и задачи. Такого рода действия, конечно, не решат полностью проблему молодежного экстремизма, однако существенно снизят ее остроту.
1 Васенина И.В. Политический экстремизм в молодежной среде // Будущее России: стратегии развития: II Всерос. науч. конф. «Сороюшскис чгения-2005», 14-15 дек. 2005 г. М., 2005.
34
Попытаемся взглянуть на данную проблему с иной стороны. По некоторым данным можно предположить, что рост молодежного экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освещенных культурой.
Стоит отметить, что в конце XX - начале XXI в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированное™ положения уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения. Л.Г. Ионин предложил теоретико-методологическое обоснование данной ситуации как переход от моностилистической духовной культуры советского образца к полистилистической духовной культуре современной России1.
В конце 1980-х гг. эта программа оказалась реализованной в поколении молодых людей, лозунг которых получил отражение в песне Виктора Цоя из художественного фильма «Асса»: «Мы ждем перемен!». Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В сложившейся ситуации молодежь хорошо ощутила несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов, норм поведения и реальной жизни, а вместе с этим отказывалась понимать и принимать всю традиционную культуру. Постоянно возникали моменты неадекватного, с точки зрения ряда ученых, поведения молодежи не только в экстремальных ситуациях, но и в большинстве повседневных социальных практик.
Наблюдения показывают, что процесс социализации молодых людей идет по двум основным направлениям. У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимости лю-
1 Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социол. исслед. 1995. № 2. С. 27-29.; Его же. Культура и социальная структура // Социс. 1996. № 2. С. 45-57.
35