Ви є тут

Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина

Автор: 
Гуслякова Людмила Герасимовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
1995
Артикул:
1000151569
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение ......................................................... 4
Глава I. Методологические проблемы теории социальной работы
1.1. Эволюция форм помощи и взглядов на социальную работу как общественный феномен и деятельность ................... 22
1.2. Объект, предмет и методы социальной работы.............. 46
1.3. Социальная работа в структуре социальных наук 76
Глава II. Методологические проблемы практики социальной рабо-
ты
2.1. Проблемы взаимодействия .теории и практики социальной работы......................................... 102 •
2.2. Практика социальной работы в различных моделях теоретического обоснования....................................... 116
2.3. Основные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе ................. 154
Глава III.Образовательные программы и формы подготовки специалистов в области социальной работы
3.1. Основные характеристики становления системы подготовки социальных работников в России ......................... 186
3.2. Особенности становления системы подготовки специа-
- 3 -
листов за рубежом........................................ 218
Заключение .......................................................... 233
Литература ........................................................... 237
- 26 -
ной жизни, единстве и соборнности, общности и регуляции жизнедеятельности, правомерности и справедливости социальной дифференциации, вере в "защитниковм и средствах "защиты". Естественно, что взгляды, возникающие на уровне обыденного отражения действительности, непосредственно окружающей индивида,часто не соответствовали социальной практике в целом. Например, представления о справедливости и несправедливости, зле и добре, красоте и безобразии, возникшие в одной социальной ситуации на определенном этапе развития общественных отношений, претерпевали затем изменения как общественные ценности, подвергались сомнению и даже отвергались теоретическим сознанием, оценивающим их как заблуждения определенных социальных групп.
Так, в России происходило причудливое сочетание традиций общинной жизни крестьян и крепостничества,самодержавного правления и тяги к воле, казачьей и беглой вольницы на окраинах огромного государства, религиозности и ереси, свободомыслия и разнообразия природно-климатических и хозяйственно-экономических условий жизни,
что породило немало противоречивых традиций социальной жизин и ее оце нок, наиболее распространенных воззрений о том, как надо жить, какими средствами защищаться, поддерживать слабых и убогих. Долгие годы происходило распространение иллюзий защиты интересов народа через практику заговоров "критически мыслящих личностей", действий "благородных разбойников" из народа, свободолюбивого люда, готового бороться с "тиранами" тираническими средствами. Этому отдали дань многие отечественные мыслители: Желябов, Перовская, Бакунин, Лавров и др. С другой стороны, известна и традиция упования на царя-батюшку, доброго барина, их благотворительность. В советское время она замысловатым образом трансформировалась в надежду на
- 27 -
"заботу партии и правительства, государства о благе народа“, надежду на добрый гений "вождя народов", "лично Леонида Ильича" и пр. Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные идеи и практическая деятельность во многом определили судьбу России в XX веке /99/.
При более детальном рассмотрении нетрудно заметить, что все эти идеи и теории группируются,главным образом, вокруг одной проблематики: условий формирования и осуществления жизненных сил человека, соотношения свободы личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе, его оценки как справедливого или несправедливого. В отечественной социологии и социальной философии этими проблемами занимались Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А.Сорокин, Н.Бердяев и др. Так, в одной из своих работ П.Сорокин писал, что "благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергий. Мы не способны глупого делать умным, преступника - честным, безвольного
- волевым существом. Часто не знаем, где "добро", где "зло", а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с "искушениями". Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то "социально-психической" медицины нет почти и в зародыше. Мудрено ли поэтбму, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных - домами сумасшествия,способными здорового делать идиотом, но не наоборот; общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, невежество
- рядом многолетнего глупения в классной комнате, нужду голодного