Ви є тут

Социализация и самоидентификация российской молодежи

Автор: 
Кочетов Евгений Викторович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192574
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖИ....................................... 13
1.1. Социализация молодежи как общественный феномен......................................... 14
1.2. Процесс становления социальной идентичности молодежи........................................ 36
1.3. Формирование ценностных ориентаций молодежи .. 56
ГЛАВА И. РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ И РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ................................................ 82
2.1. Социальные изменения в молодежной среде 82
2.2. Самоидентификация молодежи в альтернативных субкультурах................................. 104
2.3. Информационные потребности молодежи и их социальная обусловленность..................... 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 147
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ
166
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социализация и социальная интеграция современной российской молодежи протекает в весьма непростых и уникальных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами аномии, институциональных дефицитов, углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, вуза, трудового коллектива, армии; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современных обществах; с ситуацией продолжающейся «революции притязаний» молодых людей, начавшейся в середине 1980-х годов, которая в сегодняшних условиях порождает глубокую фрустрацию и депривацию.
При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение. Иначе говоря, условием выживания российского общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, как они соединяются с ценностями «отцов», господствовавшими в обществе длительное время - одна из важных проблем в сегодняшней социализации молодежи.
Подобная специфика социализационных и интеграционных процессов в современной России, а также проблема социальной активности молодежи в трансформируемом обществе ставит непростые задачи как в практическом, так и в теоретическом планах. Дело в том, что существующие концепции социализации и социальной интеграции являются обобщением социальной практики преимущественно в стабильных обществах, а не в обществе, испытывающем одновременно глубокий системный кризис и находящимся в со-
16
том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать. Все более открыто признается теоретическая и методическая беспомощность «воспитателей» и «социализа-торов» разных уровней и направлений. При рассмотрении современных проблем молодежи ключевыми словами становятся «крах идеалов», «катастрофа воспитания», «крах ценностей человека и человеческого», «крах гуманизма» и т.п.
Чтобы корректно отнестись к таким оценкам, необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе социализационного процесса, его закономерностях, формах, типах - есть, прежде всего, ответ на вопрос о принципиальном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием «истинности» соответствующих представлений об устройстве социальной действительности. Хотим мы того или не хотим, но каждая со-циализационная теория содержит в скрытом или явном виде не только общесоциологическую концепцию, но и социально-философскую концепцию исторического процесса, отвечая на вопрос о сущности социального в целом и сущности человека, в том числе.
В этой ситуации представляется уместным обратиться к некоторым идеям классиков социологии. Так, например, Э. Дюркгейм, выясняя роль и значение общественных структур для развития детей и молодых людей, указывал, что для него воспитание представляет самое главное средство общества, «благодаря которому оно подготавливает у своих детей самые
17
важные условия для их существования»1. Только благодаря этому средству, по мнению Дюркгейма, можно постичь то, что к сущности человека по рождению эгоистической и несоциальной, добавляется одна новая, социальная сущность, благодаря которой человек приобретает способности вести нравственную и социальную жизнь. По сути, Дюркгейм стал одним из первых крупных социологов, кто не просто подчеркнул значение общественного воздействия на процесс развития личности, но и впервые увязал в своих размышлениях понятия «воспитание» и «социализирование» в одну систематическую связь.
На Западе, уже с 30-х годов в связи с повышением интереса к отношениям «человек-культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества, с другой, понятие «социализация» стало широко применяться в сфере социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, но и взрослых представителей различных социальных групп.
Социализация - двухсторонний процесс. Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду посредством отношений, деятельности и общения. Именно эти феномены, актуализирующие формирование личности в динамичной социальной жизни, фиксируют не просто пассивное его принятие, но предполагают активность индивида в применении преобразовательного опыта, мобилизацию субъекта на построение определенной стратегии организации и самоорганизации в рамках структурной модели социума.
1 Dürkheim Е. Education et Sociologie. Paris, 1922. P. 30.