Ви є тут

Социоструктурные трансформации российского общества: формирование и субъектные характеристики среднего класса

Автор: 
Николаевский Дмитрий Александрович
Тип роботи: 
формирование и субъектные характеристики среднего
Рік: 
2004
Артикул:
192885
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социоструктурные трансформации в России: теоретико-методологические основы исследования 13
1.1. «Понятие и сущность социстальной трансформации» 13
1.2. Западноцентристский подход в теории
и практике российской трансформации 31
1.3. Российская трансформация: социокультурный подход 51 Глава 2. Феномен среднего класса: социально-стратификационные характеристики,
тенденции формирования 75
2.1. Средний класс в социальной структуре
развитых западных стран 75
2.2. Средний класс в российском социуме:
критерии выделения и место в социальной структуре 100
2.3. Стратегии поведения и ценностные ориентации формирующегося среднего класса 131
Заключение 159
Литература 164
Введение
Актуальность темы исследования. Понятие «средний класс» и сам социальный феномен, обозначаемый этим понятием, достаточно интенсивно исследуются социологами, экономистами и политологами. Г.Г.Дилигенский отмечает: «В современной российской общественной мысли, социологии, публицистике средний класс - одно из самых популярных понятий».1 Ему посвящены монографии, статьи, проводятся достаточно глубокие социологические исследования российского среднего класса. Высказываются различные мнения относительно самого понятия «средний класс» и социального феномена «российский средний класс». Это связано с тем, что в российской социологии советского периода данное понятие считалось ненаучным, противоречащим марксистскому классовому подходу. В западной же социологии феномен среднего класса особенно активно исследовался во второй половине ХХв., когда начали происходить интенсивные изменения социальной структуры западных обществ. Как известно, западные общества стали именовать обществами среднего класса. Тем самым подчеркивалось, что капитализм достиг качественно новой ступени развития. Западные социологи доказывали, что он сумел преодолеть классовые антагонизмы, свойственные классическому капитализму и обеспечил большинству граждан высокий уровень жизни и равные возможности.
Российские либеральные реформы в качестве одной из целей имели создание многочисленного среднего класса. Формирование среднего класса Е.Т.Гайдар считал одной из главных задач российской модернизации, равной по значению задаче утверждения легитимной частной собственности.2 Результаты реформ оказались, как известно, несколько несоответствующими замыслу их идеологов и практиков. Россия оказалась в глубоком системном кризисе, выход из которого в ближайшем будущем достаточно проблсмати-
1 Днлигсиский Г.Г. Люди среднего класса. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. С.7.
2 Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. С.201.
3
постсоветский трансформационный процесс. Как ученые, так и подавляющее большинство россиян понимают, что общество стало качественно иным по сравнению с 80-ми годами, но обобщенной характеристики произошедших качественных изменений наука пока еще не дала».
Многие социологи все еще пребывают в замешательстве, когда пытаются оценить результаты реформ. «Согласно сложившейся традиции, - пишет Т.И.Заславская, - итоги постсоциалистических перемен оцениваются на основе либо институциональных, либо социоструктурных и культурных критериев, совместное же использование тех и других встречается редко. Как мне кажется, это обстоятельство не случайно, поскольку использование институциональных критериев позволяет представителям власти говорить хотя бы о каких-то успехах (например, об освоении норм демократии, приватизации госсобственности, развитии рынка и пр.), в то время как социоструктур-ные и культурные показатели скорее свидетельствуют о деградационных тенденциях».1
Сходную позицию занимают и другие авторы, в частности, Л.Н.Москвичев пишет: «Прошли 15 лет реформирования, но очень не просто сказать, продвинулась ли страна за эти годы вперед или оказалась отброшенной назад».2
Многие авторы, подводя итог десятилетних преобразований, ставят проблему критерия оценки происшедших изменений. «Каковы же результаты 10-лстних преобразований?» - задает вопрос В.Э.Бойков. Пытаясь сформулировать на него ответ, он пишет: «Характеризуя их, можно попытаться определить баланс положительных и отрицательных изменений за 90-е годы. Однако в этом случае придется сравнивать разнородные и разнонаправленные процессы, что весьма затруднительно с научной точки зрения. Как сравнивать, например, изменения в области политических прав и свобод граждан
1 Заславская Т.И. О некоторых методологических вопросах исследования современного российского общества // Куда идет Россия?.. Кризис испггуциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ.редЛГ.И.Заславской. М.: Логос, 1999. С.136.
2 Москвичев Л.Н. Круглый стол на тему «Социальная трансформация российского общества и социологическая теория» // Социалыю-гумажггарныс знания. 2001. № 5. С.27.
16
с социальными изменениями, возможности для проявления экономической активности людей с проблемами на рынке труда и т.д.? Какие критерии при этом применять? Скажем, применение экономических критериев оценки дает один баланс положительных и отрицательных изменений, применение политических критериев - совсем другой, этических — третий и т.д.»,1. В оценке результатов реформ преобладает двойственная позиция, отмечающая положительные институциональные изменения и отрицательные социальные последствия реформ. Но это также означает отсутствие концепции социальных изменений, общепризнанной парадигмы, в рамках которой можно оценить трансформационные процессы, происходящие в российском социуме.
На наш взгляд, социология сама находится в переходном состоянии, в состоянии трансформации, поскольку в ней отсутствует понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы исследовать социетальныс трансформации подобного типа.
По мнению многих авторов, модерназиционный подход в настоящее время является ведущей методологической установкой в исследованиях трансформационных процессов в России. Об этом пишет, в частности, В.А.Ядов: «Каким понятием, какой категорией следует обозначить тс социально-экономические и социально-культурные процессы, которые происходят в нашем обществе? Наиболее употребимое понятие - модернизация, т.е. очередной рывок в «современное» и даже в постсовременнос общество. Между тем многие социальные теоретики нашего времени весьма убедительно доказывают, что теории линейного, безвозвратного и прогрессивного развития всех стран и народов по евроцентристской модели опровергаются ходом истории человечества».2
В.В.Шелохаев отмечает: «С точки зрения оптимизации исторического познания модернизационный подход представляется продуктивным в нескольких смыслах: он является открытым для восприятия сущностных элс-
1 БоПков В.Э. Россия: десять лет реформирования // Социологические исследования 2001. №7. С.30.
2 Ядов В.Л. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов//Куда идет Россия? Власть, общество, личность/Под общ.ред. Т.И.Заславской. М.: МВШСЭН, 2000. С.383.
17