Ви є тут

Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения Российской Федерации

Автор: 
Локонова Юлия Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321249
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ КАДРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Профессиональное развитие кадров:
оиерационализация понятий
1.2. Содержание и характер профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения
1.3. Социальная диагностика в системе профессионального развития кадров социальной защиты населения
Глава П. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Процесс профессионального развития кадров системы социальной защиты населения
2.2. Особенности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения
2.3. Технологии образования в профессиональном развитии кадров системы социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется особой значимостью профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения, что обусловлено современными объективными условиями и субъективными факторами.
К объективным условиям относятся глобальные изменения института семьи, происходящие во многих индустриально развитых странах, что приводит к динамичному увеличению доли одиноких престарелых людей в возрастной структуре российского общества.
Субъективным для России фактором является маргинализация части населения, которая катализирует потребность в профессиональных кадрах системы социальной защиты населения. В стране наблюдается рост детской беспризорности, сиротства, социального неблагополучия (по данным на начало 2004 года в России было более 419590 неблагополучных семей, в которых проживало около 425 тысяч детей, в том числе 7191 безнадзорных и беспризорных детей).1
В России сложилась система социальной защиты, в которой четко обозначены функциональные роли кадров в профессиональной структуре социума. В связи с этим актуализируется, во-первых, потребность социологического анализа состояния профессионального развития кадров этой системы. Во-вторых, возникает необходимость обстоятельной научной проработки проблемы оценки кадров системы социальной зашиты населения.
Научное осмысление новых подходов к социальному процессу профессионального развития кадров системы социальной зашиты населения, а также к технологиям и механизмам, обеспечивающим этот процесс, способствует теоретическому обоснованию современной концепции социальной защиты населения.
1 РоссийскмП стнстичсскнй ежеюдиик. 2004: Стат.сб> Росстат. -М.. 2004. -С.376.
людьми, способ его социализации, а также средство самоутверждения в обществе.
Различия в характере деятельности, содержании требуемой подготовки и уровне получаемого дохода зависят от предметной области профессионально»! деятельности. Специфика предметной области деятельности определяет социальную особенность самой профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность, как никакая иная, глубоко социальна в уже силу того, что она включена в структуру общественного разделения груда. Гегель назвал труд источником общественных отношений: «Труд индивида, направленный на удовлетворение его потребностей, в такой же мере есть удовлетворение потребностей других, как и своих собственных, и удовлетворение своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других»1. К.Маркс считал доказанным, «... что каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной потребности и т.д., и что они относятся друг к другу как люди, что общая им родовая сущность осознана всеми»2.
Анализируя проблемы профессиоведения, Б. Г. Ананьев также подчеркивает социальную сущность профессиональной деятельности: «Профессия выступает типом конкретной социально-производственной деятельности в каждый момент, имеющий определенное историческое содержание и определенное место в общей системе общественного производства»3. В этом случае и профессионализм, как характеристика деятельности, отражает отношение социальное, с одной стороны, и конкретно-историческое — с другой. Деятельность же сама по себе в сложившемся понимании этой категории определяется как отношение человека к окружающему миру и самому себе.
Деятельность всегда социальна (это, по сути, и есть целеполагающее
1 Гегель. Соч.. том IV. С. 189.
2 Маркс К. Соч., т.46, ч.І. С. 189.
1 Ананьев Б.Г. К методологии профессиоведения. - Л.. 1931, -С.4.
отношение человека к миру), и, таким образом, любая деятельность представляет собою процесс как последовательность социальных действий. Социология изучает социальные действия в единстве их генезиса, структуры и функций. Здесь под социальными действиями понимаются осознанные человеком и соотнесенные с другими людьми действия («имеющие смысл» -М.Вебер1). Причиной социальных действий людей является желание занять определенное место в социальном пространстве (социальная стратификация и социальная мобильность — П.Сорокин2) путем получения соответствующего образования, социализации, профессиональной деятельности и развития в ней (путем инкорпорирования определенного набора социальных капиталов — П.Бурдье3).
Таким образом, социальные действия, с одной стороны, имеют субъективный смысл, а с другой — они нормативно определены средой и конкретной ситуацией. Нормативно и социально детерминировано также и усвоение, инкорпорирование социальных капиталов.
Субъективность и одновременно нормативность социальных действий раскрыты Т.Парсонсом. Рассматривая систему действий, Т.Парсонс выделял их координатные оси: «Социальную ситуацию» создаваемую действиями людей, мотивированных стремлением к удовлетворению потребностей; системы личности действующих лиц и культурную систему, на которой строятся действия»4. В этом положении одного из главных представителей структурно-функционального направления в социологии просматриваются базовые составляющие системы социальных действий, в том числе и применительно к анализу профессиональной деятельности в условиях функционирующей профессиональной среды, «социальная ситуация, создаваемая действиями людей». Применительно к проблеме изучения
1 Вебер М. Избранные произведения. - М-, 1990. -С. 55-58.
: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.. 1992. -С. 302-306.
’ Б>рдье II. Социологии политики. - М., 1993. -С. 55-58.
4 Парсонс Т. Система координат действий: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль. - М.: МГУ. 1994. -С. 450-152.