Ви є тут

Развитие медиапространства современной России : на примере телевидения

Автор: 
Юдина Елена Николаевна
Тип роботи: 
на примере телевидения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
363
Артикул:
191960
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................3
Глава 1. МЕДИАПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1. Социальное пространство в социологическом дискурсе........28
1.2. Мсдиапространство — интегрированный подход к анализу......46
1.3. Архитектоника медиапространства...........................74
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕДИАПРОСТРАНСГВА КАК СЕТЕВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2. 1. Медиапространство как сетевая социальная система.........92
2.2. Синергетический подход к анализу развития медиапространства... 130
2.3. Рольгосударствав развитии телепространства...............144
Глава 3. ТЕЛЕПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
3.1. Специфика организации телевещания в современной России...163
3.2. Анализ тслепространства как социального феномена.........174
3.3. Проблемы информационного пространства телевидения........203
3.4. Проблемы негативного влияния экранных образов агрессии и иасилиия на социальное пространство...............................225
Глава 4. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГЕЛЕПРОСГРАНСТВА
4.1. Деконструкция «советской модели» телепространства........242
4.2. Постперестройка в тслепространстве. Попытка построения либертарианской модели развития телепространства...........257
4.3. Формирование теленространства как сетевой системы........271
Современная модель развития телепространства..............296
4.5. Перспективы развития медиапространства в России..........309
Заключение....................................................331
Библиография..................................................342
Актуальность темы исследования
В современном мире средства массовой коммуникации (СМК) являются активным актором формирования социального пространства. Они служат не только средством передачи информации, но и механизмом формирования особой реальности, которая формирует картину мира за
пределами чувственного опыта индивида. Этот феномен, который возникает в результате взаимодействия СМК и аудитории, мы определяем как «медиапрострапство». Термин имеет интегральное качество, которое заключается в том, что позволяет рассмотреть возникающий социальный феномен в контексте социологической традиции изучения социального пространства. Медиапрострапство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.
Изучение влияния масс-медиа на социальное пространство особенно
важно на современном этапе развития общества. В период его
трансформации социальное пространство переходит в энтропийное
состояние, испытывая сильные напряжения. Положение отдельных
индивидов и целых социальных групп в социальном пространстве оказалось
неопределенным, перспективы их общественного развития непонятны. В
силу высокой энтропии социального пространства многократно увеличилась
его зависимость от случайных факторов, влияющих на всю конфигурацию
пространства. В этот период отдельные индивиды и целые социальные
группы лишаются надежных ориентиров, поскольку, прежде всего,
размытыми оказываются сами контуры социального пространства. В этом
контексте вопросы рефлексии и интерпретации социального пространства
выходят на первый план. Уровень научного осмысления этих проблем
непосредственно влияет на вектор развития общества. «Траектория
движения планет не меняется в зависимости от прогресса астрономии, но
3
зависимость не от каких-то устоявшихся стандартов и норм поведения, а от случайности, от везения и от «судьбы» '.
Топология социального пространства лежит в основе исследований Ю.Л.Качаноза, который применил неевклидову геометрию к изучению политических отношений. Вводимое им понятие политической топологии, которое представляет собой структуру идентифицированных и маркированных открытых множеств, отражает свойство многомерности социального пространства. «Открытые множества политических событий конструируются на основе целостной совокупности отношений, по широкому спектру критериев»2. Структура политической топологии, по мнению автора, определяется в каждый момент времени исходом борьбы между коллективными и индивидуальными агентами, занимающими различные позиции социального пространства. Автор поднимает важную для политических отношений проблему рефлексии социального пространства. Он утверждает, что «практические схемы, с помощью которых агенты воспринимают социальную действительность, есть результаты интериоризации социальных отношений. Отсюда практические схемы принуждают агентов принимать социальную действительность такой, какая она есть, воспринимать ее как нечто само собою разумеющееся, присваивать ее, а не рефлектировать и противопоставлять ей другие «возможные миры»3.
Идеи, заложенные П.Сорокиным, критически анализируют и развивают В.И. Добреньков и А.И. Кравченко. Они считают наиболее важными выводами, вытекающими из концепции П.Сорокина, следующие положения.
• «Социальное пространство принципиально отличается от геометрического;
• Оно представляет собой совокупность социальных отношений
1 Там же. - С.46.
2 Качанов Ю.Л. Социальное пространство и политическая топология// Вопросы социологии. 1996, Выпуск 6. - С.56.
3 Там же. - С.56.
35
(связей), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом;
• Социальные координаты такого пространства задаются социальными группами и ничем другим;
• Социальное положение раскрывается через совокупность социальных связей со всеми группами;
• Социальное пространство отображает народонаселение, а не статусы»
Последний момент, но мнению В. И. Добренькова и А.И. Кравченко, принципиально важен. В социальном пространстве располагаются у ГТ.Сорокина люди, а не статусы. Авторы полагают, что «если бы П.Сорокин поступил в свое время именно так, то он построил логически безупречную теорию социального пространства. Описав социальное пространство и его производные («геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве») в социологических категориях, он социологически не прописал главное действующее лицо в этом пространстве - человека. Не люди и не народонаселение выступают теми, кто действует в социальном пространстве. Народонаселение — демографический термин, люди, человек, индивид - термины повседневного языка, используемые в самых разных науках. Единственным социологическим термином, с помощью которого можно описать исходную ячейку социального пространства, выступает статус. Но он в качестве такой ячейки у ГТ.Сорокина не выступает. И вполне логично, так как статус он сводит к рангу, а не к социальной позиции на ранжированных и неранжированных шкалах»2.
Нетрудно заметить, что в их рассуждениях ясно прослеживается дюркгеймовская традиция изучения социального пространства как «повелительной и сдерживающей силы», которая навязывается индивиду
' Добренькое Н.И, Кравченко Л.И. Фундаментальная социология - М.: ИНФРА- М, 2003. Т.5.-С. 635.
2 Там же. - С. 635.
36