Ви є тут

Таможенная служба как социальный институт : Проблемы совершенствования

Автор: 
Кухаренко Вадим Борисович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1998
Артикул:
1000225387
179 грн
Додати в кошик

Вміст

71-60002 (2368x3484x2 ОД
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................... 4
Глава 1 Методологические основы системного подхода к
управлению функционированием таможенной службы -как социального института.......................... 23
1.1 Структура системного подхода к исследованию
организации как социальной системы................. 23
1.2 О понятийном аппарате системологии................ 27
1.3 Предпосылки для системного подхода к исследованию
объектов........................................... 32
1.4 Основные этапы системного исследования социальной
организации........................................ 34
1.5 Предпосылки применения системного подхода к управлению модернизацией таможенной службы 44
1.6 Таможенная служба как социальная система.......... 51
1.7 Общие принципы описания таможенной службы как
социального института.............................. 55
1.8 Системно-аналитические проблемы исследования
управления социальным развитием таможенной системы *.......................................... 67
Глава 2 Характеристика управления как фактор социальной
институализации на этапе реформирования в России.... 73
2.1. От государственного управления к государственному
регулированию...................................... 75
2.2. Возрастание значения научной базы управления
организациями...................................... 81
23. Динамика среды и характер управления.............. 84
2.4. Управление и процессы............................. 89
2.5. Управление и качество............................. 92
2.6. Управление развитием.............................. 97
2.7. Социальный фактор в управлении организацией 105
2.8. Социализация управления развитием................. 117
Глава 3 Принципы, приоритеты и опыт реформирования и
модернизации таможенных служб зарубежных стран -как социального института.......................... 124
3.1. Роль социальных институтов Всемирной Таможенной
Организации в совершенствовании деятельности таможенных служб мира.............................. 128
3.2. Программа Всемирной Таможенной Организации по
реформированию и модернизации таможенных служб мира............................................... 144
3.3. Модернизация таможенной службы США................ 159
3.4. Модернизация таможенной и акцизной службы
Великобритании..................................... 180
3.5. Модернизация и реформирование таможенной
службы Перу (1991-1996г.г.)........................ 195
3.6. Программа реформирования и модернизации
таможенной службы Мозамбика........................ 202
71-60003 (2368x3484x2 tiff)
3
3.7. Опыт модернизации таможенной службы Филиппин.. 209
Г лава 4 Модернизация как инструмент социальной
институализации таможенной службы Российской Федерации.......................................... 215
4.1. Характеристика состояния и развития таможенной службы Российской Федерации............................. 215
4.2. Необходимость и сущность модернизации таможенной службы как социального института 237
4.3. Научно-методическое обеспечение создания и функционирования таможенной службы как социального института................................... 243
4.4. Общие принципы формирования программы социальных преобразований модернизации субъектов таможенной службы ................................... 248
4.5. Разработка целевых программ модернизации таможенных органов Западного региона.................... 251
4.6. Общая характеристика научно-методического и инструментального обеспечения разработки комплексной и целевых программ модернизации таможенной службы....................................... 257
Глава 5 Социалыю-коммуникациопное функционирование
таможенной системы как социального института 277
5.1. Необходимость социально-ориентированного подхода к управлению таможенной службы как социального института................................... 277
5.2. Общая характеристика пространства социальных коммуникаций организации и управление им......... 302
5.3. Управление в социально-коммуникационном пространстве ЮД......................................... 315
5.4. Социально-коммуникационные модели в управлении социальными процессами.................................. 324
5.5. Признаковое описание информации о социальных коммуникациях в управлении субъектами ТС......... 347
5.6. Проектирование социально-организационного управления на этапах создания социального института
ТС................................................. 349
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................... 358
Основные термины и понятия......................... 364
Литература......................................... 389
71-60039 (2368x3484x2 ОД
39
пень влияния в управлении определяется организационной структурой подсистемы управления.
В оргструктурах линейно-функционального типа горизонтальные связи могут иметь незначительное влияние и носить неформальный характер, играя роль "малого" параметра в управлении. В переходных к матричным и матричных структурах (программноцелевых, проектно-ориентированных и др.) они играют важную роль, образуя сложную сеть прямых и обратных связей как по горизонтали, так и по вертикали, повышая гибкость и эффективность управления.
Помимо связей функционирования, описанных выше, существуют также связи влияния, которые формируют особую систему информационно-коммуникационного характера.
Анализ ресурсной, материально-технической системы снабжения дает представление о вещественно-энергетических связях.
Выявление многообразия типов связей между элементами и сведение их в единую картину позволяет представить структуру системы. В связи с этим, естественно ввести понятие структуры систем, например, как организацию связей и отношений между ее подсистемами, элементами (организованностями). Однако описание структуры даже при известных связях и элементном составе достаточно сложный процесс, поскольку при функционировании системы эти связи не являются строго фиксированными и детерминированными (это наиболее характерно для матричных структур), имеют различную интенсивность и характер, и кроме того дополняются неформальными связями. Последнее обстоятельство, выражая собой кибернетический принцип неопределенности вместе с факторами среды может ухудшить условия функционирования системы, вывести из состояния динамической устойчивости (в смысле предсказуемости поведения) элементы и подсистемы из области гомеостазиса, дестаби-
71-60040 (2368x3484x2 ОД
40
лизируя систему в целом. Именно поэтому представление управления при исследовании системы как структуры административно-хозяйственного подчинения является недостаточным и требует исследования социального, нормативно-правового, социальнопсихологического и других срезов, характеризующих институциональную сферу системы.
КОМПОЗИЦИЯ элементов В ПОДСИСТвхМЫ позволяет в общем случае выделить:
- рецепторные подсистемы, обеспечивающие связь с внешней средой и надсистемой и образующие каналы воздействия внешних факторов на исследуемую систему; через них выявляются требования к ней, а следовательно и к самому исследуемому объекту. Каналы и характер реакции системы на эти воздействия не всегда могут быть предопределены заранее, что обусловливает еще один источник неопределенности и поведения;
- рефлексивные (рефлексные) подсистемы, генерирующие управляющую информацию административно-распорядительного характера, предполагающую однозначно определенную реакцию исполнителя.
Эта гипотеза для социально-производственных систем справедлива лишь в определенных пределах, так как для исполнителя, коллектива, человека психологически, социально свойственны известная самостоятельность в интерпретации, выборе способа действий. Пренебрегать этим фактором как маловозмущающим параметром при исследовании системы не всегда допустимо (кроме случая командно-административного управления с жесткой подсистемой контроля).
- подсистемы обратной связи, фиксирующие изменения состояния системы, которые являются реакцией на возмущения или