СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Социальная детерминация правовых поведенческих моделей в условиях специфики современного российского общества
1.1. Основные направления и подходы к эвристике правовой коммуникативности
1.2. Социологические закономерности формирования правовых поведенческих моделей
1.3. Правовая составляющая современных моделей социализации
Глава 2. Интегративный характер правовой социализации
2.1. Проблемы инновационности правового поведенческого моделирования
2.2. Номографические и идеографические аспекты при исследовании правовых поведенческих моделей
2.3. Правовая мотивация поведения как фактор эффективной социализации
Заключение
Примечания
Библиография
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование правовых поведенческих моделей граждан современной России основывается на стремлении к устойчивому функционированию государства, социальных институтов общества, обеспечивающих стабильное развитие каждого человека на основе повышения качества жизни и соблюдения гарантий безопасности.
Правовое поведение вполне справедливо принято считать важным инструментом социального управления и частью общей культуры, элементом культурных стереотипов поведения человека в обществе. Для отечественной социологии исследование поведенческих моделей человека на основе критериев права является обязательным элементом традиционного подхода к оценке возможностей инновационных методов социального проектирования, программирования и социального прогнозирования. Постоянный поиск моделей правовой социализации и соответствующих им форм индивидуального и группового поведения связан со сменой внешних и внутренних условий развития общества, возникновением новых потребностей личности. Стандартизация правовых поведенческих моделей, реализуемая в общественном и индивидуальном сознании, позволяет мобилизовать все ресурсы: материальные, интеллектуальные,
организационные - для выхода из современного кризиса. По мнению автора, правовое поведение, осуществляемое в пределах конкретных моделей, позволяет лучше осваивать современные ценности жизни. Различать здесь следует, прежде всего, цели хозяйственной и нравственно-духовной практики.
Тенденция к постановке любых социально ориентированных норм в один ряд с естественными закономерностями отмечается еще у Аристотеля и затем, на более высоком уровне, у Канта и некоторых неокантианцев. По мнению автора, в социологии обязывающий характер норм права ошибочно принято рассматривать в отрыве от условий реализации общечеловеческих,
17
ответственностью примерно 9300 (22 %), были компаниями одного лица. Необходимо подчеркнуть, что независимо от позиции законодателя к правомерности их существования компании одного лица создаются и действуют во всех зарубежных странах.
Признание реальности правовой модели осуществляется одним из трех способов: прямым, косвенным и фактическим. В первом случае общество добровольно разрешает группе или одному лицу определить форму и стиль самостоятельного поведения в правовом отношении.
Во многих случаях получает общественное признание практика косвенного одобрения правового моделирования поведения субъекта.
Оправдывая фактическое существование компании одного лица, зарубежные авторы приходят к заключению, что для современного человека нет необходимости ни в особой воле, ни в особых интересах, отличных от воли и интересов отдельных участников юридической модели поведения, ориентированной на нормы правового моделирования в конкретном социуме.
В современных условиях фактическая действительность юридических лиц не ограничена пределами одного государства, причем число таких юридических лиц все время возрастает. Наряду с этим, возрастает число разновидностей социально правовых норм, которые должны или могут быть реализованы в интересах расширения созидательных возможностей общества.
Любая организация - многоуровневая структура с уровнями и условиями руководства и подчинения. Такая структура эффективно функционирует только при существовании хорошо налаженной связи между всеми уровнями. Так, если на верхнем уровне руководства появляется необходимость воздействовать на поведение подчиненных, то приказ, распоряжение, указание не только должны дойти до низшего уровня, но и распространиться по всем структурным единицам данного уровня. Поэтому целесообразно проводить анализ как вертикальных, так и горизонтальных организационных коммуникаций.
Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять, прежде всего, сверху вниз. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает определение и ориентацию целей подчиненных подразделений организации относительно главных социально ориентированных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.
Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные-руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней. Подчиненные могут использовать восходящие потоки информации, чтобы довести до сведения высшего руководства информацию о частных проблемах подразделений и отдельных работников, а также о событиях, выходящих за рамки контроля со стороны формальной структуры организации (2).
К наиболее приоритетным задачам организационной деятельности, в интересах повышения управляемости, безусловно, относится развитие восходящих потоков информации, придание им такой же значимости для управления, как и у нисходящих потоков. Это возможно при переводе отношений между руководителями более высоких уровней и подчиненными в режим диалога, при котором:
• подчиненные участвуют в решении ключевых проблем организации;
• подчиненных постоянно информируют обо всех успехах и проблемах организации;
- Київ+380960830922