Ви є тут

Становление и развитие социального института консалтинга в России: региональный аспект

Автор: 
Толстикова Анна Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
303082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ____
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСАЛТИНГА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА...»...................».и..«.»..»..» 22
1.1. Социальный институт консалтинга в XX - XXI вв.: основные этапы становления и развития 22
1.2. Специфика формирования российской сети консалтинговых организаций в контексте «Стратегии-2020» в России и ее регионах........................... 58
1.3. Методика и техника исследования проблем вхождения консалтинговых организаций в государственные и бизнес-структуры в условиях модернизации........ 82
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА КОНСАЛТИНГА В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ________________________________________________102
2.1. Профессионализация консалтинговой деятельности как условие развития социального института консалтинга (на примере Сибирского региона)........«....... 102
2.2. Ведущие факторы развития рынка консалтинговых услуг в регионе как важнейшего элемента социального института консалтинга 132
23. Современные модели реализации инновационных стратегий развития консалтинговых организаций в Сибирском регионе..«« 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________________________174
ПРИЛОЖЕНИЯ .«..200
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С середины XX столетия прослеживается общемировая тенденция к развитию социального института консалтинга. В отдельных странах и регионах она имеет свою направленность и особенности проявления. В России становление и развитие социального института консалтинга проходит под воздействием целого ряда факторов:
Во-первых, возрос спрос на консалтинговые услуги со стороны предприятий и организаций в связи с развитием рынка и переходом на новую стадию экономического развития. Направленность социально-экономических преобразований способствовала выработке стратегического курса на совершенствование механизмов управления в государственных и бизнес-структурах.
Во-вторых, произошли кардинальные изменения в социальной структуре общества, связанные с появлением новых социальнопрофессиональных групп и классов. Одной из таких групп выступила социально-профессиональная группа консультантов, о статусе которой в социально-стратификационных процессах современного общества свидетельствуют, с одной стороны, создание профессиональных ассоциаций и объединений консультантов, с другой - повышение роли информации и знаний как главного ресурса социального и экономического развития.
В-третьих, идет процесс стремительного внедрения достижений науки в производство. Основная цель развития науки и инноваций в долгосрочной перспективе в России видится в создании и распространении инноваций во всех секторах экономики, включая повышение конкурентоспособности самого сектора исследований и разработок. В этой связи расширяются функции консалтинговой деятельности.
В-четвертых, социальные вызовы модернизации сопровождаются непрерывной сменой экономических моделей, социальных технологий и появлением новых социальных институтов. В условиях новой реальности
3
продукт специализированной интеллектуальной деятельности, осуществляемой социально-профессиональной группой консультантов.
Известно, что существуют различные классификации консалтинговых услуг. В классификации консалтинговых услуг Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике [81, с. 15] выделено 94 вида, объединенных в 8 основных направлений: общее управление,
администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии,
специализированные услуги. Каждое из этих направлений ориентировано на специальные виды деятельности. Перечень специализаций насчитывает свыше 100 наименований.
Ассоциация консультантов Великобритании выделяет 63 области современного консультационного бизнеса. Они сгруппированы следующим образом: развитие организации и разработка политики; укрепление
производства; маркетинг, сбыт и распределение; финансы и управление; управление персоналом и его отбор; экономический анализ; управленческие информационные системы и электронная обработки данных [171, с. 11]. Данные классификации консалтинговых услуг по своей структуре идентичны.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России № 17 от 6 августа 1993 года [97, с. 14], включает широкий перечень консультативных услуг по вопросам управления коммерческой деятельностью: по общим вопросам управления, по вопросам финансового управления, по вопросам управления маркетингом, по вопросам управления трудовыми ресурсами, по вопросам управления производством, по связи с общественными организациями, по арбитражу и примирению, по руководству проектами и проч. С течением времени появляются все новые виды консалтинговых услуг. В 2011 г. Национальной гильдией профессиональных консультантов (Н1Т1К) инициирована работа по созданию
29
классификатора услуг консультантов по управлению, основанного на методических подходах, разработанных экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компанией «ЮНИПРАВЭКС». Учитывая задачи диссертационного исследования, мы рассматриваем консалтинговые услуги в таких областях как: управленческая, налоговая, юридическая и оценочная деятельность, кадровые и РЛ услуги, финансовая и инвестиционная деятельность, бухгалтерские и аудиторские услуги, образовательные и тренинговые услуги, брокерские услуги.
Далее целесообразно проанализировать концептуальные определения консалтинга в институциональном аспекте в социологической литературе. Общеизвестно, что в социологию термин «институт» пришел из юриспруденции, где его использовали для обозначения совокупности норм, регулирующих социально-правовые отношения в различных сферах жизни: институт собственности, институт наследования, институт брака. Так, примерно до середины XIX века «институты» изучались в основном правоведами и понимались как юридические установления.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. термин «институт» стал использоваться в социологической литературе и получил наибольшее распространение в связи с применением институционального анализа общественных явлений и процессов. Под институтом в социологии стали понимать особый тип устойчивой регламентации социальных связей и различных более или менее организационных форм социального регулирования поведения субъектов [77, с. 41].
В контексте институционального подхода к изучению консалтинговой деятельности, прежде всего, необходимо проследить развитие концепций социального института в современном обществе. При анализе понятия «социальный институт» будем опираться на теоретические разработки Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюргейма, М. Вебера.
Основоположниками институционального подхода в социологии принято считать О. Конта и Г. Спенсера, которые рассматривали жизнь
30