Ви є тут

Традиционные и современные ценности монгольской молодежи

Автор: 
Цэвээний Цэцэнбилэг
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000193975
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение с. 3
1 глава
Теоретико-методологические подходы к проблеме
§ 1 Проблематика ценностей в социальных науках с. 8
§ 2 Концепция модернизации с позиций формирования современной с.36
личности
2 глава
Логика исследования, гипотезы, методика
§1 Особенности социально-культурных трансформаций в Монголии с.59
§2 Гипотезы и стратегия исследования с.70
§ 3 Методика исследования с.78
3 глава
Конфигурации ценностей в сознании монгольской молодежи § I Представленность различных ценностных структур в молодежном сознании с.81 § 2 Модернизационные процессы в экономической, политической и социально-
культурной сферах жизнедеятельности человека с.92
§ 3 Типологические структуры в ценностном сознании с.105
Заключение с. 109
Список использованной литературы с.113
Приложения с. 119
3
Введение
Прошло уже более 10 лет с тех пор, как началась перестройка, развалился вроде бы прочно и навсегда построенный социализм и вся «братская» социалистическая система. И хотя единицы остаются верны социалистическим идеям и идеалам, в целом все бывшие социалистические страны отказались от них и перешли, переходят на рыночные отношения, кто с меньшими, а кто с неимоверными усилиями и трудом. Монголия не составила исключения, объявив о переходе на новые рельсы. Такая смена не может быть безболезненной и сопровождается различными последствиями, чреватыми трудностями для населения и вызывающих у него неприятие. На макроуровне это- увеличение социального неравенства, эксплуатации, напряженности, конфликтов, рост безработицы, бедности, что связано с отставанием развития социальной инфраструктуры, инфляцией, с обострением требований масс, с необходимостью замораживания реальной заработной платы, повышения производительности труда на фоне замедления роста заработной платы. На микроуровне этот процесс предъявляет к человеку требования адаптации к новым условиям, разрушении и (или) изменении ценностной системы человека, сети социальных связей и норм, регулировавших его социальные действия и трансформации им своей стратегии поведения, жизненной концепции. В целом для Монголии идет процесс запаздывающей модернизации (модернизации вдогонку), и переходность заключается в ослаблении командно-административных и усиление (формирование) рыночных отношений, кризис идей вульгаризированного социализма и декларирование идей правового, гуманистического, демократического общества, связана с ростом национального самосознания. Рыночные отношения здесь понимаются в широком смысле: не только как экономические, но социальные и политические. Они включают становление индивида, обладающего экономической и политической самостоятельностью по отношению к государству, т.е. члена гражданского общества.
Этот процесс перехода, таким образом, социокультурен по своей природе и затрагивает самые глубинные структуры коллективного сознания.
13
Современное состояние дискуссии относительно понимания аксиологии, ценности и способа ее познания не без оснований характеризуется Т. Стыченем как состояние тупика. Уменьшилось число работ, посвященных аксиологии. Причину этого он видит в чересчур суженой теории реальности, заключающейся в следующем: то, что реально, является либо свойством, эмпирически или не эмпирически подтверждаемым, либо ничем. Такая предпосылка вынуждает относить ценности или к эмпирическим характеристикам, или к неэмпирическим, или вообще отрицать реальность ценность. (Стычень Т. 1996, с.9) Сам же он предлагает ценность вещи адекватно определять наличием у нее совокупности свойств « в двойной реальной отнесенности: 1) к сущности вещи- как ей
соответствующих, и одновременно 2) к ее (детерминированным сущностью) возможностям- как ее осуществляющих.» [Там же, 89, с. 10]
Из более или менее последних можно назвать работы Н. Решера и Х.Р. Нибура. Н. Решер, называющий свою позицию идеалистическим прагматизмом, определяет ценность как элемент сознания, как лозунг, используемый для рационализации действия путем развертывания позитивной установки в отношении предполагаемого полезного состояния вещей. [140, р.9,10]. Как и Дьюи, Решер считает, что спор о ценностях может решаться обращением к эмпирической проверке.
Х.Р. Нибур, в свою очередь, предлагает пересмотреть теоршо относительной ценности, утверждая, что каковы бы ни были общие взгляды теоретиков аксиологии, они обычно следуют теории относительной ценности, определяющей благо путем ссылки на некую сущность, по отношению к которой другие сущности являются благами. В качестве таких сущностей как средоточения ценности они абсолютизируют человека, общество, идею или жизнь. Нибур же такой исходной позицией предлагает считать монотеизм, догматическим началом которого является трансцендентный Некто. [61,с. 129, с. 135]
объективные объекты» и их внутренний порядок: ценности и их иерархию. Этот порядок и его законы столь же определенны, точны и постижимы как законы логики и математики. Они являются основой всех наших предпочтений». [Цит.по 7,с.16 ] Под ценностями понимаются идеальные простые, неразложимые и независимые друг от друга качества, не относящиеся к эмпирическому миру. Их универсум имеет свои связи, свои зависимости, вечный и неизменный порядок иерархического строения. Это феномен, самообнаруживающийся в акте эмоциональной интуиции, феномен, которого нет вне направленности на него сознания. Шелер отвергает взгляд, будто ценность -это только общее понятие, значение или смысл. Ценность всегда дана в эмоциональном созсрцании.[109,с.45-60,108, с.381.], [129]
14
Таким образом, в зарубежной философии ценности трактовались с различных сторон и точек зрения: индивида, трансцендентной идеи или духа, социума( культуры, истории), реальных объектов, взаимоотношения субъекта к объекту или между существами и т.п. Также можно говорить об ослаблении интереса к аксиологии за последний период и попытках выйти из создавшейся тупиковой ситуации.
В марксистско-ленинской философии ценности изучались « обширным фронтом». Так, одних определений насчитывается более ста по А. А. Ручка. Начало таких «широких» исследований можно датировать 60-годами, когда появилась возможность говорить не только о полезном, но и о значимом, приятном, интересующем людей и удовлетворяющем их потребности. Классическими стали работы В.П. Тугаринова и О.Г. Дробницкого.
Интересно и показательно сравнение трех определений Тугаринова, разделяемые промежутком всего в несколько лет. Ценности «являются благами жизни и культуры людей определенного общества или класса в качестве действительности или идеала» [95, с.З]. Вторая- «Ценности- суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве нормы, цели или идеала» [96, с.11]. И третья- «явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными и приятными и т. д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей...» [94, с. 143].
И более нейтральное в смысле классового подхода определение О.Г. Дробницкого: «Ценности- это, с одной стороны, характеристики предметов
(явлений) , в которых человек как-то заинтересован, а с другой- также нормы сознания, в которых выражено нормативно- оценочное отношение человека к окружающей действительности» [30, с. 292]. Вышеприведенные определения показательны в том отношении, что отражают эволюцию в понимании ценностей советскими философами в 60-годах: от ценности как блага, нужного, полезного явления в качестве действительности или идеала до ценности как нужного предмета, явления, характеристики предметов, формы сознания, идеи в качестве средств удовлетворения потребностей, нормы, цели или идеала.
В целом, исходные для советской философии позиции диалектического материализма, прослеживаются и в рассмотрении ценностей: подчеркивание