2
Оглавление
Стр.
Введение 4
Глава I. Теория и методология исследования государственной семейной политики
1.1. Государственная семейная политика как проблема социоло- 26 гической науки
1.2. Методологические и концептуальные основы исследования 50 государственной семейной политики
1.3. Развитие государственной семейной политики на региональ- 69 ном уровне
Глава II. Взаимодействие семьи и государства в условиях развития российского региона
2.1. Современное состояние института семьи в Республике Татар- 91 стан: социологический анализ
2.2. Региональная модель взаимодействия субъектов семейного 127 строительства
2.3. Содержание взаимодействия семьи и государства: проблемы 159 результативности и взаимовлияния
3
«
Глава III.
3.1.
Социологическая прогностическая модель семьи в трансформирующемся обществе
Концепция идеальных типов М. Вебера как методологиче- 228 ская основа прогностического моделирования семьи
«Благополучная семья» как цель государственной семейной 247 политики на федеральном и региональном уровнях
Конструирование оптимальной модели семьи в условиях 281 трансформирующегося общества
Заключение
301
Библиография
308
Приложения
337
Граждане скептически относятся к современному государству, его институтам. В последнее десятилетие политические потрясения, результаты приватизации, дефолт привели к резкому падению социального доверия граждан к государству. Еще в 1996 г. Президентом Российской Федерации было заявлено, что возникла политическая опасность, связанная с невыполнением государством своих функций, что лимит доверия исчерпан и что мы вплотную подошли к опасной черте. Главное, что власти не сумели сделать - это надежно защитить социальные и экономические права человека. Поставленные задачи, которые могли бы вернуть доверие людей к проводимым реформам, среди которых «семье ~ благосостояние, духовность и надежду», «отечеству - политическую стабильность и экономическое развитие» - не были решены и, более того, сформировали крайне неустойчивую ситуацию, которая несет в себе реальную опасность социального взрыва.
Это связано еще и с тем, что социокультурные трансформации семьи происходят гораздо медленнее, чем изменения социально-политических и экономических режимов: интимные, приватные жизненные миры человека по-прежнему составляют среду первичных межличностных отношений между людьми, определяемых взаимными привязанностями, а не только институциональными нормами.
Таким образом, центральным моментом реализации семейной политики в Российской Федерации становится проблема соответствия официальной доктрины государственной семейной политики достигнутому уровню личностного осмысления ее сущности, содержания и механизмов реализации в условиях построения демократического социально-ориентированного государства.
Для реализации такого подхода в семейной политике государство должно, прежде всего, законодательно признать семью правоспособной, наделить ее (а не только индивидуума как отдельного члена семьи) реальными правами, полноценным социальным статусом, обеспечить правовое регулирование отношений семьи и государственных институтов, целенаправленный учет ее ин-
38
тересов в процессе социально-экономического и культурного развития общества, в деятельности органов власти, при осуществлении федеральных и региональных программ. Государство должно гарантировать благоприятные макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для функционирования семьи в обществе на собственной трудовой основе, содействовать реализации ее институциональных прав и интересов, создавать необходимые условия для обеспечения самостоятельности - социальной и экономической - семей, развития их функций субъекта и объекта социальных отношений, обеспечивать со-^ циальную защиту семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах (семей
с детьми-инвалидами, пожилых семей, семей беженцев и переселенцев, семей с родителями или детьми, больными СПИДом, семей, где родители - алкоголики или наркоманы и т.п.).
В связи с этим, нельзя не согласиться с А.Г. Вишневским в том, что в нашей стране в настоящее время государственная семейная политика в реальности проводится интуитивно, на уровне обыденного здравого смысла, без опоры на научно обоснованную стратегию1, в то время как она должна разрабатываться и проводиться как целостная система взаимосвязанных мер, максимально учитывающая новые реалии: рыночную экономику, социальное партнерство, 4» политическую демократию; активно решать проблемы улучшения социальных,
экономических и нравственных условий выполнения семьей ее основополагающих функций.
Таким образом, вопрос о создании целостной системы общественногосударственной семейной политики приобретает в настоящее время особую актуальность.
Диалектика исследования предмета государственной семейной политики такова: от теоретических построений и апробирования новой терминологии в 60-80-х годах прошлого века до объяснительных схем существующей семейной
' Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики. И Семья и семейная политика. -М., 1991.-С. 16.
- Київ+380960830922