Ви є тут

Социально дезадаптированная семья в современном обществе : Социологический анализ

Автор: 
Солодников Владимир Владимирович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
270754
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Солодников, Владимир Владимирович
Социально дезадаптированная семья в современном обществе (Социологический анализ) [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04
М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гбі . ги/сіізз/02/0289/020289033 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Солодников, Владимир Владимирович
Социально дезадаптированная семья в современном обществе (Социологический анализ)
Москва 2002
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
71 -560039 (2279x3418x2 М)
непреодолимой силы», позволяющее ему поддаваться инстинктам, которым он никогда не дает волю наедине. При этом «чувство ответственности совершенно исчезает»; 2. «заразительность или зараза»... - разновидность гипнотических явлений, когда «всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному», что противоречит человеческой природе; 3. самая главная - восприимчивость к внушению, следствием которой и является зараза ( Лебон, 1998, С. 15-16).
Одним из возможных объяснений противоречия во взглядах Ф.Тенниса и Г.Лебона может служить предположение об эволюционном или кризисном характере развития общества (или фазы развития этноса, по Л.Гумилеву). В первом случае более адекватными оказываются взгляды Ф.Тенниса, во втором, - Г.Лебона.
Существенный вклад в социологическое понимание функционирования общества в условиях резких социальных изменений внес Э.Дюркгейм. Его «социальный реализм», рассматривающий общество как реальность, доминирующую над индивидом и, в конечном итоге, создающую его фокусировал научный анализ на понимании законов функционирования социума. Понятие функции было им заимствовано из биологии и означало, что между неким физиологическим процессом и некоторой потребностью организма как целого существует отношение соответствия.
По аналогии с организмом им было введено понятие общества «нормального типа», и в целом нормы и патологии. Нормальное им понималось как общепринятое и широко распространенное. Исходя из этого преступность, например, признавалась нормальной, а рост числа самоубийств в конце 19 века, - как патологическое явление.
Социальная солидарность, по Э.Дюркгейму, является силой, сохраняющей общественное целое, а обеспечивается она через усиление разделения труда, профессиональную специализацию индивидов. Профессиональная роль индивидуализирует личность и, вместе с тем, усиливает ее зависи-
39
71 -560040 (2275x3415x2 tiff)
мость от других, ее солидарность с социумом. Коллективное сознание при этом уменьшается в объеме, становится более светским, рациональным и ориентированным на индивида (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. - М., 1991, С.122).
Наряду с нормальным состоянием общества он говорил о существова-ни «ненормальных форм» разделения труда, одной из которых является аномия. Это понятие вошло в мировую социологию и означает «состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок» (Социол. энцикл. словарь, 1998, С.17).
По мнению Э.Дюркгейма «... состояние юридической и моральной аномии... является причиной... бесконечно повторяющихся конфликтов и разнообразных беспорядков, составляющих столь печальное зрелище, демонстрируемое экономической жизнью... Такая анархия, совершенно очевидно, является нездоровым феноменом, поскольку направлена против стремления общества подавить, или, по крайней мере, ослабить, войну всех против всех (among men), подчинив закон сильнейшего закону более высокого порядка... только социальные правила могут предотвратить злоупотребление властью. В настоящее время известно, сколь сложное необходимо регулирование, чтобы гарантировать индивидам экономическую независимость, без которой их свобода является только номинальной» (Dürkheim, 1902. Цит. по: Social theory-.., 1993, P.78-79).
Основными причинами возникновения такого состояния общества, согласно Э.Дюркгейму, являются неконтролируемая конкуренция, классовые конфликты, рутинизация труда, деградация рабочей силы, являющиеся в свою очередь побочными следствиями быстрого роста производства и разделения труда. С современной точки зрения, в основе аномии лежат радикальные социальные перемены, кризис, приводящие к тому, что повседневный жизненный опыт людей перестает соответствовать сформировавшимся социальным нормам, порождая у членов общества состояние запутанности и дез-
40