Ви є тут

Социальная идентификация курсантов вузов МВД России

Автор: 
Братчиков Василий Алексеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
192991
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СО ДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................3
Раздел I. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
МВД РОССИИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15
Раздел И. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГРУППОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
МВД РОССИИ.............................41
Раздел III. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................110
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................124
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования социальной идентификации отдельных групп и слоев как субъективного аспекта стратификации современного общества обусловлена высокой потребностью в прикладном, операциональном знании и дефицитностью предложения со стороны социальной теории. В контексте становления российской государственности, обеспечения стабильности и безопасности социальной системы возникает настоятельная потребность в социологическом анализе различных типов идентификационного поведения курсантов высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации. В заключении по результатам ежегодных парламентских слушаний «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях» подчеркивается, что криминогенная ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Особую тревогу вызывает рост организованной преступности, бандитизма, заказных убийств, взрывов и других проявлений терроризма. Состояние правопорядка в стране, появление новых, нетрадиционных форм и методов антиобщественных деяний и преступных посягательств качественно преобразуют криминальную среду. Правоохранительные органы все чаще сталкиваются в своей работе с неожиданными и непредсказуемыми ситуациями, бывают неготовыми к тому, чтобы без промедления действовать адекватным образом.
В условиях принципиального изменения базисных характеристик современного российского общества изменился и сам характер задач, решаемых органами внутренних дел. Аксиология реформирования выдвигает на передний план такие ценности как жизнь, здоровье, безопасность, честь и достоинство личности, все формы собственности, другие политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, установленные российской Декларацией прав и свобод человека и гражданина и Конституцией Российской Федерации. Все это предполагает изменение характера деятельности органов внутренних дел, их демократизацию, гармонизацию отношений с обществом, уси-
13
Идентификационное поведение курсантов вузов МВД России устойчиво коррелирует с их профессиональной подготовкой, сущность и специфику которой определяют особенности правового статуса ведомственных образовательных учреждений, обусловленные их компетенцией как субъектов образовательной деятельности, характером задач стоящих перед всей системой правоохранительных органов, профессионально-ведомственной принадлежностью и профилем подготавливаемых специалистов. Отсюда органическое сочетание в профессиональной подготовке курсантов демократических принципов педагогики с жестким, строго регламентированным распорядком повседневной жизни вуза, сопряженным с выполнением служебно-боевых задач и элементами воинской службы. Указанная специфика непосредственным образом влияет на субъ-ективацию курсантами фундаментальных символических статусных конструктов (репутация, номинация, престиж) и определяет тип их идентификационного поведения.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно представляет собой новое знание о социальной идентификации отдельных групп и слоев стратификационной системы современного российского общества, которое стимулирует активизацию междисциплинарного синтеза идентификационной проблематики, расширяет проблемное поле специальных социологических теорий, способствует гармонизации отношений правоохранительных органов и общества. Практическое значение работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и рекомендации дают возможность субъектам управления различного уровня принимать более эффективные решения в разработке основных направлений реформирования высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации применительно к изменившимся социальным условиям. Полученные результаты могут найти широкую область применения в совершенствовании профессиональной подготовки в образовательных учреждениях системы МВД, в профориентационной и консультационной практике, а также в непосредственной практической деятельно-
14
сти вузов по улучшению профессионального отбора поступающих в них молодых людей, по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Теоретическое содержание работы и эмпирические данные могут быть использованы в учебных курсах специализированных юридических вузов по теоретической и прикладной социологии.
Апробация диссертации. Основные выводы и положения диссертации, теоретические и практические результаты апробированы на методологических семинарах и заседаниях кафедры правовой социологии и психологии Саратовского юридического института МВД России, докладывались на научно-практических конференциях: «Проблемы образования и воспитания в полиэтническом обществе» (Саратов, 2002); «Вопросы повышения качества учебной, учебно-методической и организационно-управленческой работы в свете реализации национальной доктрины образования» (Саратов, 2002); «Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: проблемы и перспективы развития» (Саратов, 2002); «Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов» (Саратов, 2003). Адаптация теоретических и практических выводов диссертации нашла отражение в разработке учебных программ и методических пособий, социальнодиагностических и социально-терапевтических методик, рекомендаций по совершенствованию учебного процесса и организации досуга курсантов. Основное содержание диссертации отражено в четырех публикациях автора по теме диссертации, общим объемом 1,05 п.л.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.