Ви є тут

Вестернизация российского телевидения в оценках населения : социологический анализ

Автор: 
Алексеенко Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295784
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.............................................................3
Глава первая. Теоретико-методологические основы исследования
феномена вестернизации телевидения..................................14
§1. Концептуальные подходы к анализу процессов вестернизации в
России..............................................................14
§2. Социологическое исследование феномена вестернизации в
телевизионной отрасли...............................................41
Глава вторая. Отражение процесса вестернизации телевидения и в
сознании населения России...........................................70
§1. Мнения россиян о характере изменения современной телевизионной
отрасли в результате ее вестернизации...............................70
§2. Особенности трансформации ценностных ориентаций российских
телезрителей под воздействием вестернизации телевидения.............96
Заключение.........................................................128
Приложение 1.......................................................135
Приложение II......................................................141
Приложение III.....................................................145
Литература....................................................... 147
3
Введение.
Актуальность темы исследования.
Своеобразие современного развития России проявляется в сложном синтезе, который возникает в результате соотнесения определенных тенденций мирового развития и внутренней динамики российского общества. Процессы глобализации, формирующие единое информационное пространство, обусловливают и международные масштабы современных коммуникаций. Одной из наиболее популярных коммуникационных форм является телевидение, которое под влиянием технологического прогресса становится мощным фактором воздействия на повседневную жизнь. Охватывая большое количество людей, ассоциированных в различные социальные 1руппы и социальные слои, телевидение оказывает существенное влияние на общественное мнение, установки и поведение.
Демократизация общественной жизни в современной России превратила телевидение в серьёзную социальную и политическую силу. Количество доступных россиянам телевизионных каналов продолжает увеличиваться благодаря развитию спутниковых и кабельных технологий, что приводит к росту спроса на большее количество программ. Вместе с возможностями технического прогресса возрастает и обилие информации, связанной с другими культурами, имеющими в том числе и деструктивный ценностно-регулятивный потенциал.
В последние годы на характер и содержание российских телевизионных программ оказывает значительное воздействие процесс вестернизации, обусловленный активным влиянием западных стран. Проблемная ситуация состоит в том, что происходящие на современном телевидении процессы вступают в серьезное противоречие со сложившейся в России системой ценностных представлений. Привносимые извне ценности приводят к изменению ценностных ориентаций у определённой части российских граждан.
14
ценности, дали позитивные оценки происходящим на телевидении процессам, негативное отношение к вестернизации характерно для россиян с традиционными культурными ценностями.
Глава первая. Теоретико-методологические основы исследования феномена вестернизации телевидения.
§1. Концептуальные подходы к анализу процессов вестернизации в России.
Термин «вестернизация» происходит от английского слова western — западный. Он был введен в научный оборот французским экономистом и социологом С. Латушем во второй половине XX в. Однако появление феномена вестернизации относят к более ранним периодам истории.
Процесс вестернизации, по мнению, Г. Любарского, начался со времени появления Запада и, как следствие, с его влияния на остальной мир, ведь «вестернизировать», согласно толковому словарю английского языка Уэбстера, значит «оказывать влияние западными идеями и обычаями»21. Сегодня, мы называем «западным» то общество, которое «развилось из зачатков, впервые появившихся в Древней Элладе» . Именно с появлением греческой цивилизации, можно говорить о возникновении Запада, а значит - о вестернизации, которую Г. Любарский определяет как процесс «уподобления различных обществ западному типу общества»23.
Другого мнения о времени возникновения и сущности процессов вестернизации придерживается В. Федотова. Она определяет вестернизацию как «процесс перехода от традиционных обществ к современным путем прямого переноса структур, технологий и образа жизни западных
2 f
обществ» . Вестернизацию «в чистом виде» она рассматривает как
21 Webster Dictionary. «Копсшапп», 1993.
22 Любарский Г. Морфология истории: Сравнительный метод и историческое развитие. М., 2000.
23 См. там же.
24 Федотова В. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
15
колонизацию, т.е. насильственный переход, и относит появление феномена вестернизации к Новому времени, когда европейцы начали вести колониальную политику в отношении остального мира, ко времени накопления первоначального капитала и развития капиталистических отношений.
А. Зиновьев также утверждал, что Запад как новый социальный феномен возник с появлением капиталистических отношений. Он считал ошибочным связывать начало истории Запада с периодом упадка Римской империи, о чем говорил, например, английский историк XVIII в. Э. Гиббон25, а также другие западные историки.
По мнению А. Зиновьева, Запад представляет собой явление сложное и обширное. Он является не только этапом в истории Западной Европы. Он представляет собой новое качество в истории человечества, новый социальный феномен, большую роль в возникновении которого сыграл капитализм. Запад, по определению Зиновьева, «является новым уровнем в эволюции человечества или, точнее говоря, таким социальным образованием, которое предполагает в качестве условия бытия более низкий слой человечества»“ . Страны, подвергшиеся вестернизации, являются обществом второго уровня по отношению к тому обществу, которое существует в западных странах испокон веков. Они никогда не станут «Западом», потому что Запад как огромный и многосторонний феномен сложился по бесчисленным каналам в течение многих столетий и характеризуется не только набором определенных свойств. Он обладает господством в мировом пространстве, и не желает никому его уступать, более того, направляя свою политику па подчинение других стран27.
Таким образом, процесс вестернизации неотъемлемо связан с появлением Запада, его мощным влиянием на другие страны и стремлением
25 Лютов М. Жизнь и труды Гиббона. 2 изд. СПб, 1900.
26 Зиновьев Л. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.
27 См. там же.