Ви є тут

Профессиональная активность студенческой молодежи в условиях современного российского общества

Автор: 
Андрющенко Ольга Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298840
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию профессиональной активности студенческой молодежи..................................................
1.1. Профессиональная активность студентов вузов как предмет социологического исследования.............................
1.2. Техническое и гуманитарное образование как социальный
ресурс профессиональной активности студенчества...........
Выводы к первой главе.....................................
Глава 2. Студенческая молодежь современной России: особенности и типологические уровни профессиональной активности............................................. 86
2.1 .Условия и факторы формирования профессиональной
активности студентов российских вузов........................ 87
2.2. Специфика реализации профессиональной активности студентов гуманитарных и технических специальностей (на
примере вузов г. Волгограда)................................ 117
Выводы ко второй главе...................................... 147
Заключение.................................................. 149
Библиографический список.................................... 154
Приложения.................................................. 179
23
24
54
84
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе глобализации мира и усиления борьбы за конкурентоспособность товаров и услуг, трансформации социальной структуры российского общества, укрепления институциональных основ рыночной экономики, перехода к инновационному типу организации и осуществления хозяйственной деятельности актуализируются задача изучения факторов и условий, детерминирующих формирование и реализацию профессиональной активности молодежи как наиболее мобильной, нацеленной на перспективу социальной группы.
При этом повышенный интерес отечественной социологической науки к вопросам профессиональной активности студенческой молодежи связан с необходимостью преодолеть разрыв между объективно складывающимися потребностями рыночной экономики в специфической профессиональной структуре общества и доминирующими у населения мотивами, стереотипами определения престижности профессий, их ранжирования но социальной значимости в процессе социализирующего воздействия со стороны первичных и вторичных агентов (семьи, сверстников и т. д.); особенностями реформирования системы высшего образования РФ; переоценкой учащимися вузов достижительных возможностей обеспечения в последующей трудовой деятельности желаемого качества и уровня жизни на индивидуальном и групповом (семейном) уровнях; выработкой новых ценностных и жизненных стратегий в связи с обострением конкуренции на рынке труда при неуклонном стремлении реализовать свой человеческий и интеллектуальный капитал.
Формирование в России социально-ориентированных рыночных отношений обусловливает важность переосмысления таких важнейших составляющих проявления профессиональной активности представителей современной российской студенческой молодежи, как местожительство
3
в первую очередь связано с усложнением требований к профессионализму работника и спецификой профессиональной социализации учащихся вузов в условиях перехода к инновационном)' типу хозяйствования. При этом существенными факторами, оказывающими влияние на выбор форм профессиональной активности студентов технического и гуманитарного профилей обучения, выступают как статусно-ролевые (достижительные) предпочтения самих учащихся, так и сложившаяся практика профессионализации в рамках направлений подготовки.
3. В условиях противоречивости (социально-экономического, политико-правового, социокультурного) развития отечественного социума профессиональная активность студенческой молодежи имеет амбивалентный характер, что проявляется в рассогласованности требований со стороны государства, общества, работодателей к учащимся вузов различных профилей обучения и возможности студентов реализовывать свои жизненные и профессиональные стратегии с учетом как их личностных особенностей, так и спроса специалистов на рынке груда. Результаты проведенных эмпирических исследований выявили тенденцию доминирования интегрированности в профессиональное сообщество студентов-гуманитарисв при увеличении издержек (материальных, статусных, профессиональных и др.) в процессе трудоустройства учащихся технического профиля, что приводит к диспропорции в функционировании экономической системы РФ.
4. Типологические уровни профессиональной активности студенческой молодежи г. Волгограда в целом соответствуют общероссийским показателям преобладания содержательного уровня (высокая профессиональная устойчивость, карьерно-ориентированнная мотивация, ориентация на непрерывное образование) у студентов гуманитарного профиля по сравнению с воспроизводственным уровнем (достаточно высокая успеваемость при формализованном отношении к учебному процессу, наличие инновационного резерва при заниженной оценке
19
социального капитала) учащихся технических специальностей. При этом, как показывают результаты эмпирических исследований, региональная специфика реализации профессиональной активности проявляется в более низкой трудовой занятости, связанной с приобретаемой профессией, студентов -гуманитариев (Россия - 23 %; г. Волгоград - 5,07 %), в то время как данные показатели у учащихся вузов технического профиля соотносимы с общероссийскими (Россия - 11 %; г. Волгоград - 13,98 %).
Научная новизна исследования определяется совокупностью полученных результатов и состоит в следующем:
- выявлены возможности деятельностно-активистского подхода к анализу профессиональной активности студенческой молодежи, акцентирующего внимание на динамичности системы «личность — профессионализация», и уточнены теоретические конструкты профессиональной активности студентов (структурные элементы, уровни) как вида социальной активности;
- аргументирован вывод о том, что выбор форм (традиционных и инновационных) профессиональной активности студентов, с одной стороны, обусловлен их социально-образовательным статусом и спецификой субъектно-объектных отношений в процессе профессиональной социализации, а с другой, - социальными ресурсами профессионализации учащихся вузов по профилю получаемой профессии;
- осуществлен компаративистский анализ факторов (наличие системы непрерывного образования; законодательное закрепление территориальной мобильности граждан; рассогласованность требований со стороны государства, общества, работодателей к студенту' как потенциальному профессионалу и др.), обусловливающих особенности реализации профессиональной активности студентов российских вузов различных профилей обучения, обоснованы причины усиления тенденции не соответствия трудовой занятости современных студентов вузовской профессионализации;
20