Ви є тут

Коррупция в переходном обществе: социологический анализ

Автор: 
Алексеев Сергей Васильевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
411
Артикул:
191852
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
ГЛАВА II.
ГЛАВА III.
Стр.
4
СОЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОІ ИЯ
КОРРУПЦИИ. ВЫДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 22
1.1. Коррупция как форма преступности: криминологический аспект 22
1.2. Социальный і-енезис коррупции: история
возникновения, общественная обусловленность 43
1.3. Национальная специфика современной коррупции: сравнительный анализ 67
СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СУБЪЕКТОВ КОРРУПЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 86
2.1. «Нерациональная бюрократия» и условия ее социального производства 86
2.2. Факторы формирования и формы коррупционных социальных связей 107
2.3. Психология коррупционера: причины девиации профессионального сознания 127
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В КОРРУ М ПИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ 146
3.1. Феномен «круговой поруки» коррупционеров 146
3.2. Специфика «вертикальных» и «горизонтальных» связей коррумпированных субъектов 164
3.3. Финансовые ресурсы и распорядительные функции
в системе объектов коррупции 185
2
ГЛАВА IV. ИНСАЙДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ КОРРУПЦИИ:
СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
4.1. Инкорпорирование в коррупционные системы
4.2. Коррупционная ротация
4.3. Социальная поддержка коррупции: мотивационная и ценностная обусловленность
ГЛАВА V. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИИ КАК
СИСТЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
5.1. Трансформация системы институтов и моделирование социальных практик периода общественной модернизации
5.2. Условия социальной легитимации коррупции
5.3. Институциональная экспансия коррупции ГЛАВА VI. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
РАЗВИТИЮ КОРРУПЦИИ
6.1. Развитие механизмов социальной регуляции и социального контроля
6.2. Совершенствование уровня правовой культуры населения
6.3. Государственные программы
внутриинституционального контроля в
бюрократических системах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
206
206
225
245
269
269
286
306
328
329
347
368
389
392
3
выражение лучшей системы, принятой для открытия их. Число арестантов, переданных в руки правосудия, не есть еще средство, вполне достаточное для числа преступлений, истинно совершаемых подобно тому, как число рыб, пойманных неводом, не указывает числа рыб, плавающих в реке... Статистические цифры, взятые в массе, скорее должны считаться мерилами полицейской деятельности, чем состояния преступности в губернии или области»23.
Коррупционных преступлений регистрируется намного меньше, чем в реальной жизни совершается актов купли-продажи чиновников и их услуг. Преступления экономической направленности в целом, связанные с потребительским рынком, финансово-кредитной системой, приватизацией, а также с коррупцией, как пишет В.В. Лунев, регистрируются и расследуются не более чем в 1-5 % случаев от числа реально совершаемых. В 2003 г. в России было выявлено и зарегистрировано 376791 преступление экономической направленности, а привлечено к уголовной ответственности 140435 лиц, т.е. около 30%, а осуждено около 10% от общего числа выявленных обвиненных24.
Превратно понимаемые интересы службы заставляют должностных лиц, ответственных за регистрацию преступлений, формировать способы систематического искажения сводок официально регистрируемых преступлений. Пресловутая «борьба за честь мундира» ведет к сокрытию коррупционных преступлений правоохранительными органами. Но это только часть проблемы. «Латентная преступность», к которой в полной мере относится коррупция, значительно шире, чем преступность,
23 Цит. по: Ельскенс Т.Ю. Понятие латентной преступности // Российский следователь. 2005. № 9. С. 42.
24 Лунеев В.В. Преступность и теневая экономика // Экономическая наука современной России. 2005. №1. С. 78.
40
нсрегистрируемая в силу несовершенства статистического аппарата или прямого умысла.
В судебной, уголовно-правовой практике нередко приходится сталкиваться с формальной учтенностыо преступления и ее реальной латентностью. Например, могут фактически отсутствовать необходимые процессуальные лица. Коррупция представляет собой классический вариант «преступления без потерпевших». Государство, общество, несущие убытки и потери в результате преступных деяний, не могут самостоятельно заявить о преступлении. Коррупционное преступление, зафиксированное в части получения взятки, может быть скрыто в другой своей части - весь масштаб деяний «купленного» чиновника неизвестен. В случае участия в коррупционном акте преступной группировки, при наличии посредников, ускользает лицо, инициировавшее взятку, и т.д.
Следовательно, можно сделать вывод, что реальная латентность коррупционных преступлений гораздо шире уголовно-процессуальной латентности, что, безусловно, создает препятствия в борьбе с этим опасным явлением. Латентность ведет к нарушению главного принципа — неотвратимости наказания за преступное деяние, развращает людей, способствует его распространенности и повторности.
Анализ коррупции как криминального явления показывает его многоликость и проникновение в самые разные сферы общественной жизни, что, безусловно, актуализирует проблему разработки комплексного антикоррупционного законодательства и совершенствования процедуры обнаружения фактов коррупции. Для наказания коррумпированных чиновников важно использовать все наличные правовые средства: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовноправовые. Но при этом следует отметить принципиальную ограниченность криминологического подхода.
Во-первых, коррупция носит скрытый характер и редко становится предметом судебного разбирательства, так как (например, в случае взятки -
41