Ви є тут

Участие в интернет-коммерции как фактор социальной стратификации общества : на материалах Приморского края

Автор: 
Павленко Олеся Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
305273
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
1.ЭЛЕКТРОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СТРАТИФИЦИРУЮЩИЙ ФАКТОР......................................14
1.1. Аудитория интернет как стратифицированная социальная
структура...................................................14
1.2.Возникновение и развитие электронной коммерции в современном мире:
от коммерческой стратегии к социальной реальности............35
1.3.Электронная коммерция и пространство интернет в Российской Федерации....................................................58
2. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЫ В ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ.........................................................84
2.1. Анализ основных типов функционирования субъектов Интернет-сообщества Приморского края в отношении электронной коммерции 84
2.2. Социальные группы на электронном рынке: особенности возникновения и функционирования групповой и стратовой идентичности.......100
2.3. Социальные стратегии на электронном рынке в Приморье...120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................139
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................150
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мировым достижением последних десятилетий является создание и развитие международной электронной сети «Интернет». Темпы роста пользователей «Интернет» за последние три года увеличились почти в 5 раз. Аналитики предсказывают1 его бурный рост в самый ближайший период. Каждый день в сети появляются около 500 тыс. новых пользователей. С невероятной скоростью «Интернет» распространился и в России, так или иначе, охватив более 70% населения страны, и став важнейшим социальным вялением современности.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, став таким же обыденным явлением, как телефонная связь или телевизионное вещание. Этот новый феномен социального взаимодействия и социального общения с недавнего времени стал представлять большой социально-экономический интерес. Сегодня в США до 70% фирм и предприятий используют «Интернет» для совершения коммерческих сделок, и почти 89% - для рекламы свой продукции, ее продвижения в самые широкие социальные слои населения. В Европе этот процент ниже - 50 и 60 соответственно. Еще шире и значимее используется интернет в повседневном общении.
В Российской Федерации, к сожалению, полномасштабные исследования социальной структуры аудитории интернет проводились в достаточно ограниченном объеме. В социологической науке, за редким исключением, до сих пор господствует пренебрежительное отношение к Интернету и его аудитории. Во всяком случае, регулярных исследований социальных процессов в сети интернет проводится крайне мало, а опросы, предлагаемые сегодня на большей части сайтов, имеют к научным исследованиям косвенное отношение. Исключением выступают отдельны эмпирические исследования, проводимые с 2009 по 2011 годы ВЦИОМ и в
1 http://www.vadimcidIin.com/growup.htm
14
ГЛАВА 1.
ЭЛЕКТРОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СТРАТИФИЦИРУЮЩИЙ ФАКТОР
1.1. Аудитория интернет как стратифицированная
социальная структура
Сегодня уже излишне говорить о значимости сети «Интернет» для самых разных сторон нашей жизни. Термин «информационное общество» из интеллектуальной экзотики стал несомненной реальностью для сотен
о
миллионов жителей нашей планеты . Несмотря на то, что «Интернет», особенно скоростной, относительно недавний гость на 1 российских
I
просторах, его распространение также становится уже значимым социальным фактором. История становления российского (советского) интернета крайне стремительна. На протяжении жизни менее, чем одного поколения он радикально изменил образ жизни миллионов граждан страны9.
В Советском Союзе первыми начали пользоваться Интернетом сотрудники ГНЦ ИТЭФ (Государственного научного центра Института теоретической и экспериментальной физики) и отделения ядерной физики ФИАН РАН (Физический институт РАН) в 1988 году. С 1990 года они получили доступ к электронной почте, обеспеченной первым в стране провайдером — почтовой сетью АО «РЕЛКОМ», организованной Алексеем Солдатовым (Институт атомной энергии им. Курчатова). Быстродействие системы было таково, что спустя пять минут после «отправки» можно было еще отредактировать или аннулировать сообщение в буфере машины. В 1991 году сотрудники ИТЭФ распечатывали обращения Б. Н. Ельцина, полученные по e-mail, и развешивали, где могли. Первый WWW-сервер (в
4 Иноземцев В. Л. К теории ностэкономической общественной формации. М., Таурус, Век, 2010. 336 с
9 Докторов Б. Интернет - новое российское чудо. Петербургский журнал социологии. 2010, с. 5-7 .
15
CERN) стал доступен ученым в 1992 году. И только в 1994 году российские коммерческие и научные сети получили полноправный доступ к Интернету Европы и США. В октябре 1994 года, в подмосковном Голицыно состоялась первая конференция по Интернету в странах бывшего СССР. Средства на ее проведение выделило НАТО. Эмблемой конференции был переходник для советских и европейских телефонных разъемов. На переходнике была надпись «Сделано в СССР», а самого СССР уже не было. Первый целиком русский сервер открылся в США в сентябре 1992 года. Создатель «СовИнформБюро» Вадим Маслов разместил по адресу http://www.siber.com/sib сведения о русификации компьютерных программ, визовых вопросах, а также дайджест прессы из России и СНГ и раздел юмора.
В ноябре 1992 года «РЕЛКОМ» организовал оперативное распространение в своей сети электронных версий газеты «Известия» и некоторых других отечественных периодических изданий. В июне 1994 года был создан первый русскоязычный каталог Интернет-ресурсов [http://weblist.ru]. Первый общественно-политический русскоязычный ресурс в Интернете — «Московский Либертариум» (проект Института коммерческой инженерии, координатор — Анатолий Левенчук) открылся 4 августа 1994 года. Первоначальная цель проекта — информационная поддержка общественной деятельности и научных разработок по проблемам либертарианства. В июне 1998-го проект был переориентирован на обсуждение проблем построения рыночных механизмов в электронной среде. Лозунг и основная тема: «Технологии свободы в цифровом будущем». В ноябре 1994 года в Сети появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека — Библиотека Максима Мошкова [http://www.lib.ru]. В феврале 1995 года в русском Интернете состоялась первая персональная художественная выставка — на созданном Институтом коммерческой , инженерии сайте были размещены работы Андрея Бильжо, и зрители