СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Социальная природа института образования:
теоретико-методологические аспекты
социологического анализа 3
1.1 Социальная дифференциация образования как императив
общественного развития................................. 14
1.2 Доступность высшего образования как предмет
^ исследования........................................... 27
Глава 2. Социологическая диагностика доступности
высшего образования выпускниками городских и сельских школ 46
2.1 Показатели неравенства в получении высшего профессионального образования................................ 46
2.2 Особенности доступности высшего образования для
^ выпускников средних школ в региональном измерении.... 69
Глава 3. Социальная политика по обеспечению доступности
высшего образования 101
3.1 Основные направления оптимизации образовательной
политики государства.................................. 101
3.2 Выравнивание стартовых возможностей выпускников городских и сельских школ в обеспечении доступности
« высшего образования.........................‘......... 126
Заключение............................................ 139
Список литературы и источников........................ 144
Приложения............................................ 162
9
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество может эффективно функционировать лишь при выравнивании условий социальной мобильности различных социальных слоев. Важная роль в поддержании его стабильности принадлежит обеспечению равных прав и возможностей каждого человека на образование. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становится непременным условием формирования демократического общества и рыночной экономики, ведущими ресурсами для которых выступают новые знания и технологии.
Проблема доступности высшего образования и неравенства в этой области является объектом повышенного общественного интереса для всего российского общества: от исследователей до учащихся и их родителей. Основная причина состоит в том, что за очень короткий период произошла радикальная смена механизмов и каналов вертикальной социальной мобильности для большинства социальных слоев и групп. Российская система образования, продолжая играть роль канала, подводящего к основанию социальной пирамиды, претерпела существенные изменения с изменением этой пирамиды.
За постсоветский период в Российской Федерации резко выросла численность высших учебных заведений, и, как следствие, высшее образование стало относительно доступно, несмотря на высокие конкурсы и рост экономических затрат на подготовку в вузе. С другой стороны, если рассматривать доступность как возможность поступить в учебное заведение, которое обеспечивает высококачественную подготовку по востребуемой на рынке труда профессии, то такое образование не является общедоступным.
Трудоустройство выпускников многих вузов по формально полученной ими специальности имеет низкие показатели. Российские вузы всех форм выпускают около 900 тыс. специалистов, из которых только 50% не
частные школы, то есть, по сути дела, коммерческие предприятия в сфере образования.
Возникло значительное число новых негосударственных вузов. Появилась и приобрела значительные масштабы практика обучения в государственных вузах на платной основе !.
4) “Образовательный выбор” характеризуется многообразием учебных планов, программ, учебников и методов преподавания.
5) Впервые внедрены государственные образовательные стандарты для начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ. Кардинальные изменения произошли в высшем образовании 2.
6) В связи с распадом общественной идеологии, ценностнонормативной системы общества, изменилось идейное содержание обучения в школе3.
Система образования существенно изменилась как количественно, так и качественно, адаптируясь к новым реалиям рыночных отношений и демократизации общества. За годы реформ отмечен резкий рост спроса на услуги образования и ответный рост предложения.
В 2002 г. доля первокурсников, учившихся в государственных и негосударственных вузах на платной основе, превысила половину всех принятых. Открывшиеся ресурсы коммерциализации образовательного процесса позволили вузовской системе резко увеличить численность принимаемых студентов: с 1995 г. по 2001 г. число студентов выросло более чем вдвое (с 2655,2 тыс. до 5426,9 тыс. человек). Удельный вес студентов
1 Руткевич, М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России / М.Н. Рутксвнч // Социологические исследования. - 1996. -№11. - С. 11-13.
2 Филиппов, В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы / В.М. Филиппов / Образование: национальная стратегия и региональные приоритеты: Материалы Всероссийского совещания работников образования Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ин-та, 2000. - С. 6-7.
3 Руткевич, М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. - 1996. — №11. — С. 14.
20
вузов в структуре населения поднялся со 190 до 322 в расчёте на 10 тыс. населения. Число вузов выросло с 514 (1990 г.) до 1008 (2001 г.). Среди них: 621 - государственные, 387 - негосударственные вузы.
Однако увеличение профессорско-преподавательского состава составило всего 13%*. Разрыв между общими объёмами студентов и профессуры ведёт к тому, что нагрузка на преподавателей растёт, а качество предлагаемого образования в целом снижается.
За растущими показателями численности обучающихся в вузах и формального увеличения доступности высшего образования для населения скрываются происходящие здесь процессы дифференциации систем высшего образования по линии “общее образование - специальное образование”, формируются подсистемы общего высшего образования и профессионального (специального) высшего образования.
Общее высшее образование выполняет функцию социализации учащихся. Развитие общего высшего образования обусловливается появлением на рынке труда спроса со стороны работодателей на работников, обладающих, прежде всего, определённым уровнем общей культуры. Обеспечение этой общекультурной подготовки, более развитой но сравнению с тем, что даёт обычная средняя школа, и стало востребованной функцией высшего образования. Ес и реализуют низко и среднепрестижные вузы и факультеты.
Получение профессионального (специального) высшего образования осуществляется поступлением в элитные вузы или на престижные специальности обычных вузов.
Помимо общего и профессионального образования существуют вполне выраженные элитная и массовая составляющие. То есть можно выделить две линии различения образовательных подсистем, которые по-разному влияют на доступность высшего образования:
1) Общее — профессиональное.
1 Российский статистический ежегодник. 2002. - С. 233.
21
- Київ+380960830922