Оглавление
Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Взаимопомощь пожилых людей в ракурсе
социологического анализа
1.1. Идея взаимопомощи в классической социологии
1.2. Интерпретативный и критический подходы в исследовании взаимопомощи
1.3. Феноменологическое конструирование взаимопомощи пожилых людей
Институционализация взаимопомощи
пожилых людей
2.1. Пожилые люди как социальная общность
2.2. Легитимация взаимопомощи пожилых людей в социальной политике переходного общества
2.3. Роли социальной службы в процессе взаимопомощи пожилых людей
Практика взаимопомощи общественных
объединений пожилых людей
3.1. Общественные организации пожилых людей в системе гражданского общества
3.2. Деятельность общественных организаций пожилых людей как диалектический синтез операций и действий
3.3. Активизация в деятельности общественных организаций пожилых людей
3
Глава 4. Социальный контекст деятельности
общественных организаций пожилых людей 247
4.1. Институциональный характер механизма взаимопомощи пожилых людей 248
4.2. Социальный обмен в системе взаимопомощи 281
4.3. Социальная технология взаимопомощи
пожилых людей 309
Заключение 329
Список используемых источников 337
Приложения 371
43
социальных связях - солидарности, принадлежности, идентичности. Люди ищут группы, к которым они могли бы принадлежать "устойчиво и долго в мире, где все движется и перемещается и ничто не является надежным" [21, с. 190]. В этой связи социологи взывают к изучению групп взаимопомощи, бросающих вызов бюрократическим организациям [67, с.285], а специалисты по социальной работе, для которых социология - "конституирующая релевантность", к участию в становлении и развитии подобного рода групп [270, с.58].
1.2. Интерпретативный и критический подходы в исследовании взаимопомощи
Классическая социологическая мысль "уверовала в непоколебимость своих находок". Однако углубление процесса ее отрыва от проблем реально живущих людей породило стремление преодолеть такую ситуацию за счет методологических трансформаций [149, с.6].
Как замечает Э.Гидденс, "социологические часы нельзя повернуть назад" [152, с.41]. Сегодняшние проблемы невозможно решить средствами классической социологии вследствие ее ограниченности. "Ныне мы дозреваем, - постулирует З.Бауман, - для принятия интуиции Г.Зиммеля, полагавшего, что моментальный снимок, называемый обществом, является лишь моментом движения, процесса, именуемого обобществлением, который в равной мере составляют взаимопонимание и сотрудничество вместе с антагонизмом и борьбой" [21].
Осознание учеными проблематичности выполнения теоретических и практических обещаний, невозможности соответствовать тем критериям, которые были заданы, способствовали открытию пути для альтернативных начинаний, строившихся на основных положениях феноменологии, философской герменевтики, критической теории и т.д. [328, с.36]. В них предлагались альтернативы господствующему объективизму.
44
В 70-е гг. XX в. многие тенденции в развитии социологии способствовали утверждению интерпретационной парадигмы. Факты не говорят за себя и никогда не смогут говорить за себя. Они интерпретируются в рамках избранной исследователем методологии. Осознание этого приводит к становлению интерпретационной социологии, в которой на первый план выходит действие. Характерной чертой исследования становится анализ не макросистем и структур общества, а способов, которыми небольшие группы людей взаимосвязаны [341, с.293]. При этом именно в отсутствии единого доминирующего "социального кода", в столкновении соперничающих теоретических подходов признавалась сила науки, ее жизнеспособность [67, с.661].
Интерпретация в "подлинном смысле", как замечает П.Рикер, - это выявление скрытого смысла в смысле очевидном [248, с.408]. Она "делает скрытое выражение слышимым, выносит значение из того, что до сих пор было утаенным" [92, с.52]. Мотивы, которые индивид приводит, и те, которые он подавляет, часто маскируют подлинную связь действий, подчеркивал еще М.Вебер [52, с.605]. Интерпретация берет начало в "бытии в мире". Затем мы понимаем его, затем интерпретируем и уже затем говорим о нем [248, с.411]. Причем такая последовательность весьма условна. Не существует четких границ между данными, так сказать, этапами интерпретации. Понимание "во всех случаях означает интерпретирующее понимание" [248, с.411]. Как утверждал Х.Гадамер, всякое понимание есть интерпретация.
Резюмируя анализ интерпретационной социологии, М.Вильямс под "ин-терпретивизмом" предлагает понимать все подходы в науке, не использующие дедуктивный метод. В отличие от приверженцев количественного исследования, интерпретивисты отрицают возможность обобщения. Интерпретивизм -исследовательские стратегии, интерпретирующие смыслы и действия людей, исходя из субъективных представлений [56, с.21].
В этой связи в процессе исследования взаимопомощи пожилых людей в центре внимания оказываются межличностные отношения этих людей, то, как к
- Київ+380960830922