2
Оглавление
* Введение..............................................................3
Глава I. Предпринимательство в современной России: сущность,
структура, формы, основные функции и тенденции развития 15
Глава II. Социальные функции бизнеса и специфика их развития на
современном этапе..........................................60
Глава 111. Оптимизация социальных функций бизнеса и практические
механизмы их реализации....................................99
*
Заключение..........................................................138
Литература..........................................................144
Словарь адаптированных понятий......................................153
Приложение 1............................................:...........156
Приложение 2........................................................165
«
3
Введение
^ Возрожденное в конце восьмидесятых годов отечественное
предпринимательство переживает сегодня мучительный и явно затянувшийся процесс своего «третьего пришествия» в Россию. Копирование чужого опыта, чужих методов обновления общественной жизни и экономики ведет, как показала практика девяностых годов, к травматическим последствиям.
Переработка опыта передовых стран и народов, ушедших вперед, несомненно, должна иметь место в наше время. Но совершаться она должна, прежде всего, в соответствии с потребностями, внутренними условиями социальными, этнонациональными, наконец, историческими особенностями тех, кто осваивает этот опыт. Развитие предпринимательства, как особого типа социально - экономических систем, в пределах современной
философско - исторической парадигмы теряет свою однозначность и предопределенность. Его нельзя измерить приближением к новой
цивилизации или удалением от нее.
Таким образом, отечественное предпринимательство не обязательно должно слепо идти по предложенному Западом пути, а, принимая вызов и проблемы современности способно, и может найти свой индивидуальный образ в ней. Однако самостоятельность в деле самоопределения дается не • сразу. Она предполагает опыт народа, научные прогнозы и готовность к
критической рефлексии.
Актуальность темы исследования обусловлена тем что в обществе сейчас, явно обозначился повышенный интерес к объективной, научно -выверенной информации о роли и месте российских предпринимателей по выполнению ими социально ориентированных функций; о способности бизнеса1 адекватно реагировать на запросы различных социальных групп и общественных объединений, в решении социально - трудовых проблем,
1 Термины «бизнес», «предпринимательство», «предпринимательская деятельность» употребляются автором как синонимы, так как понятийно - теоретическое их отличие не имеет принципиального значения для исследования тенденций развития социальных функций и выявления факторов, оптимизирующих и $ сдерживающих данные процессы. /В строгом понимании «бизнес» - это только один из видов
предпринимательской деятельности в рыночной системе экономических отношений/.
Глава /. Предпринимательство в современной России: сущностьу структура, формы, основные функции и тенденции развития
Прежде чем приступить к анализу и синтезу объекта исследования, для уяснения его сущности рассмотрим некоторые понятия и определения.
В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон. По Кантильону, предприниматель это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.
Л. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство и распоряжается его результатами.1 Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист Ж. -Б. Сэй.
Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист Й. Шумпетер. Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.2
1 Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1992. - С. 186.
2 Зомбарт В. Буржуа. Этюды но истории духовного развития современного экономического человека. - М.: Наука, 1994.-C.I31-132.
16
И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом - им может быть и управляющий банка или акционерного общества.1 Видимо, классическое развитие кредитных отношений, и расширение форм собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от предпринимательства.
На основании вышеизложенного можно сделать промежуточный вывод о том, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи и, что предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника. Причем феномен отделения управленческих функций предпринимательства от собственности наблюдался и до возникновения кредита, в той или иной мере он имел место и в феодальном, и в рабовладельческом обществах.
В научной литературе предлагается рассматривать предпринимательство в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.2
1). Экономическая категория.
Субъектами предпринимательской деятельности являются частные лица, группы лиц, в отдельных случаях государство в лице его соответствующих органов.
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.
2). Метод ведения хозяйства.
Первым условием является самостоятельность и независимость хозяйствующего субъекта по выбору вида деятельности, по сбыту продукции
1 Шумпетер Й. Теория эхономического развития. - М., 1982. - С.159,170 - 171.
2 Курс экономической теории. - Киров: МГИМО МИД РФ, 1994. - С.219.
- Київ+380960830922