Ви є тут

Особенности предшкольного образования в современном российском обществе

Автор: 
Зима Елена Геннадьевна
Тип роботи: 
автореферат дис. кандидата социологических наук
Рік: 
2004
Артикул:
192796
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................3 стр.
Глава 1. Теоретические основы социологического изучения предшкольного образования.................................14 стр.
1.1 Предшкольнос образование как социальный институт 14 стр.
1.2 Социальные практики предшкольного образования: основные виды и функции............................................27 стр.
1.3 Социальный конструкт «готовность к школе».............53 стр.
Глава 2. Трансформация социальных практик предшкольного образования в современном российском обществе: социологический
анализ....................................................64 стр.
2.1. Подготовка детей к школе: соотношение институциональных и неинституциональных практик предшкольного образования в
современной России.....................................64 стр.
2.2 Частная подготовка к школе как новая социальная практика..................................................99 стр.
Заключение........
Список литературы Приложение........
133 стр. 139 стр. 157 стр.
3
Введение
В современной России на общем фоне структурной перестройки общества, характеризующейся экологической, демографической и социальной напряжённостью, система образования претерпевает существенные изменения. Объектами трансформации образовательного процесса часто становятся дети, которые испытывают особые нагрузки и стрессы, непосредственно влияющие на психофизическое здоровье и их социализацию. Наиболее уязвимыми в силу возрастных характеристик оказываются дошкольники. Проблема развития и образования человека в дошкольном и предшкольном возрасте особо остро возникает в период резкой социальной дифференциации. Слом системы управления и отсутствие отлаженной, чёткой, подкреплённой законодательной базой, приспособленной к новым условиям жизни системы, стали причиной регресса социальной жизни, в том числе в сфере дошкольного и предшкольного образования. Складывающаяся ситуация в системе отечественного образования и воспитания в дошкольном и предшкольном периодах, появление новых форм образовательной деятельности (негосударственных и смешанных типов детских учреждений, различных кружков, студий, центров развития для детей младшего возраста, частной практики), которые выстраивают свои отношения по признаку платёжеспособности или неплатёжеспособности их родителей, актуализирует необходимость изучения избранной темы.
Появление новых типов школ, изменение условий приёма в них, вариативность сроков начала систематического обучения детей требует от науки и практики сосредоточения внимания на стратегии исследования проблем образования, воспитания и развития детей
15
характеризуется интегральными свойствами. Солидаризируясь с мнением Смирновой Н.В., мы признаем процессуальные и системные характеристики образования весьма актуальными в контексте изучаемой проблематики, при этом мы выделяет ряд существенных особенностей этого процесса, на описании которых мы остановимся ниже.
Современная социология образования рассматривает в качестве уровней данного социального института следующие: дошкольное, среднее, профессиональное, средне-специальное, высшее, послевузовское, дополнительное профессиональное. Мы настаиваем, что в данной структуре необходимо выделять и предшкольное образование. Оно имеет свои специфические функции, свою структуру и реализуется с помощью специфических социальных практик.
Институт предшколыюго образования актуализируется в качестве обязательного этапа преемственного обучения и воспитания, без чего утверждение современной непрерывной системы формального образования подрываются уже на своём стартовом базовом этапе. На общем уровне новых тенденций в деятельности общеобразовательной школы как основного звена непрерывной системы образования, предъявления качественно новых требований к общекультурной, физической, психологической и образовательной подготовки, существенно повышается интеллектуальный потенциал школьного образования, включая массовую информатизацию, экономизацию, гуманитаризацию учебных программ, полиязыковые устремления, многовариантность и многопрофильность обучения. В современных условиях семья фактически остаётся один на один со всеми проблемами образования и воспитания ребёнка. Происходящие явления ассоциальных
16
убеждений и действий, поляризация социально-классовой структуры общества, рост численности бедного класса, социальная дифференциация, разрушение нравственных норм поведения подрастающего человека, отступление от таких ценностей как культура, творческий и высококвалифицированный труд как источник социального благополучия перед наступательно идентифицирующим стандартом общества потребления в российском обществе формирует социальный характер нового поколения порождая проблемы взаимодействия между семьёй и институтами образования.
Мы считаем, что можно дать следующее первичное определение термину «предшкольное образование». Предшкольное образование представляет собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), выполняющий также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу.
Образовательная среда и на этом этапе должна быть средой активного взаимообогащающего общения субъектов, когда подрастающий человек сделает социальный опыт своим собственным состоянием, внутренним миром и принципом отношения с другими, тогда социализация станет стержневой определяющей. И здесь необходимо определить, что предшкольное образование как процесс существенно отличается от педагогического процесса. Этот процесс есть не только когнитивное развитие, процесс учебных занятий и учебная деятельность, но весь комплекс воспитывающих, развивающих взаимодействий, осуществляемых в рамках того или иного образовательного учреждения или иных практик.