Ви є тут

Трансформация социального мышления и деятельности менеджеров под влиянием новых информационных технологий в энергетике

Автор: 
Мухарямов Тимур Шамилевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
201
Артикул:
192328
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ................................18
1.1. Корпорация как социальный институт.........................18
1.2. Корпоративные информационные системы - фактор социальных перемен ..............................................................30
1.3. Методологические аспекты изучения трансформации социального мышления и деятельности.......................................48
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ.........................................64
2.1. Трансформационные процессы в ОАО «ГидроОГК» в контексте социальных изменении..........................................64
2.2. Социологическое исследование трансформации мышления и деятельности..................................................74
2.3. Факторы и критерии социальной трансформации мышления и деятельности..................................................96
ГЛАВА 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ НА ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЕ.............................................105
3.1. Управление изменениями: социальное конструирование организации.. 105
3.2. Управление знаниями: социальное мышления индивида в организации 113
3.3. Управление персоналом: социальная деятельность индивида в организации..................................................124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................144
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета пользователя системы Maximo 5.2.............170
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Социологическое исследование на станциях УК........174
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Социологическое исследование на пилотной станции ОАО Боткинская ГЭС»..................................................186
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы. Реформы в экономической сфере страны, которые проходили последние десять лет, сопровождались существенными изменениями в системе управления, обусловившими возникновение принципиально новых для России форм объединения промышленных предприятий - корпораций. Эти процессы получили самое широкое распространение в энергетической отрасли, которая в силу экономических особенностей и значимости для устойчивого развития всей национальной экономики, наиболее остро ощущала потребность во внедрении новых организационно-управленческих моделей. Любое организационное изменение отражается на социальных отношениях, поведении, мышлении и деятельности сотрудников в организации, поэтому определение критериев трансформации, описание и оценка энергетической корпорации как социального института, изучение социальных процессов, порождаемых этим институтом, его влияние на социализацию людей является злободневной задачей.
Поэтому вполне закономерно то, что среди отечественных социологических исследований последнего времени заметно увеличилось количество работ, посвящённых различным аспектам социального мышления и деятельности человека в условиях многогранных изменений. В частности, возрос научный интерес к социальным трансформациям в контексте реорганизаций и внедрения информационных технологий в корпорациях. На фоне усиления интереса к этим проблемам социологическое исследование процесса трансформации социального мышления и деятельности сотрудников крупной энергетической корпорации (ОАО «ГидроОГК») под влиянием новых информационных технологий представляется весьма актуальным.
Масштабы и интенсивность информатизации энергетической отрасли в полной мере подтверждают выводы социологов о переходе общества в информационную фазу. Проблемы, связанные с информатизацией в энергетических корпорациях, не решаются легко и просто. Эти проблемы
19
управления - Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", принят Кодекс корпоративного поведения, а также ряд отдельных ведомственных нормативных актов (прежде всего ранее действовавшей Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг). Постепенно формируется и институциональная среда из различных специализированных организаций, предоставляющих услуги различным субъектам корпоративного управления, - ассоциации по защите прав акционеров и инвесторов, ассоциации независимых и профессиональных директоров (членов советов директоров)1.
С точки зрения теории, корпоративное управление в энергетике многогранно и ставит перед исследователями широкий круг вопросов. Теория развития корпоративного управления включает структурный и кадровый аспекты.2 Во-первых, предпринимается попытка посредством изменения в корпоративном управлении создать благоприятные рамочные условия для достижения целей организационного развития. Во-вторых, осуществляются мероприятия, целью которых является повышение профессионального уровня сотрудников и их стимулирование к осуществлению изменений. Это вполне объяснимо, если учесть, что изменения в организации должны осуществляться членами самой организации. В этом отношении внутрифирменные и внешние консультанты, которых называют внешними агентами изменений, являются лишь вспомогательной силой, а не основными субъектами изменений. Это означает, что люди, которых затрагивают, перемены, становятся внутренними агентами изменений. Соответственно, результатом модификации управления могут стать оптимизация процессов и ликвидация излишних иерархических ступеней1.
Изменения в системе корпоративного управления связаны с трансформацией организационной структуры исполнительного аппарата ОАО РАО "ЕЭС России", в результате которых он теперь состоит из трех крупных управленческих элементов - Корпоративный центр, Центр управления
1 Габов А. Корпоративное управление в Холдинге РАО "ЕЭС России" на современном этапе //http://www.rao-ее5.1и/ги./пе\У8/да2ега/1б6’2004/81ю\у.сц1?саЫтЫт
2 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - С.49
20
реформой и Бизнес-единицы. Каждое из указанных звеньев системы управления вносит свой вклад в организацию корпоративного управления.
Для формирования концепции корпоративного управления особое значение имеют основополагающие принципы современной эволюционной теории, которые помогают правильно объяснить тенденции, основные направления и закономерности ее эволюции. В качестве примера можно привести принцип многих уровней2. В энергетике с целью достижения высокого уровня надежности и производительности требуется постоянное сотрудничество между уровнями производства и управления, разными специализированными отделами и службами, постоянный обмен информацией между ними. Это дает им возможность действовать быстро, согласовано и одновременно на разных уровнях и в разных направлениях.
Энергетическая отрасль развивается в условиях растущего ускорения и сложности как внутренней, так и внешней среды. В силу этого корпорация трансформируется одновременно на нескольких внутренних и внешних уровнях. Профессор Института исследований экономики и предприятий Цюрихского университета С. Закс определяет суть принципа многих уровней в том, что «эти уровни находятся в интерактивной связи. Порядок на одном уровне часто отражает активность на других уровнях. При принятии во внимание всех уровней, как внутренних, так и внешних, очевидно, что для предприятия, для его успеха в процессе отбора существенны не только экономические, но и общественные критерии эффективности. Их учет неизбежен, если менеджеры намерены успешно работать в условиях динамики и нарастающей сложности самого предприятия и окружающей среды. Принцип многих уровней указывает также, что на каждом из них действуют, хотя и в разной форме, оба основных эволюционных правила - стремление к сохранению идентичности и адаптация к внешней среде»3.
1 Том Н. Управление изменениями //Проблемы теории и практики управления. 1998. №1. - С.46
2 Л афта Дж.К. Теория организации. - М.: Проспект, 2003. - С. 116
3 Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления 1998. №1. - С. 14