Ви є тут

Особенности групповой идентичности студентов в московском вузе

Автор: 
Воробьев Василий Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
166
Артикул:
192996
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию групповой идентичности...........................................10
1.1. Идентификации в социализационном процессе...................10
1.2 .«Свои» и «чужие» как социальное основание групповой идентичности.....................................................57
Глава 2. Становление групповой идентичности студентов (на материалах социологических исследований) ...................................87
2.1. Этапы становления групповой идентичности студентов..........87
2.2. Связь групповой идентичности с особенностями социальной среды и спецификой ВУЗа...............................................107
Заключение......................................................133
Список использованных источников и литературы...................138
Приложения.....................................................161
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В условиях социальной аномии, характеризующей современное российское общество, вопросы социальной идентификации приобретают особенно актуальное значение для формирования новых поколений. Когда идет активный процесс становления новых идентичностей социальных групп и индивидов, а рядом с ним происходит ломка социальных идентичностей огромных масс людей, социальная идентификация оказывается трудно предсказуемой и далеко не однозначно интерпретируемой. Реформирование российского общества сопровождается колебаниями идентификационных ориентиров. Классовая идентичность, которая в течение многих десятилетий культивировалась в сознании и поведении людей, уступает место индивидуальной, внутригрупповой идентичности, а это не может не вести к характеру и способам выражения социальной субъектности.
Становление социальной идентичности молодых россиян идет по-разному в зависимости от наличных социальных условий. В студенческой среде специфика этого процесса состоит в том, что социальный статус студента всегда имеет преходящий, временный характер, всегда связан с переходностью социального положения. Но в переходный для всего общества период он приобретает новые черты, исследование которых необходимо как для понимания изменений в социальном институте образования, так и для осмысления жизненных траекторий молодежи и ее участия в воспроизводстве социальной структуры. Проблема, требующая исследования, состоит в том, что в условиях переходного общества социальная идентичность студентов все более актуализируется на уровне групповой идентичности, непосредственно связанной с взаимодействием в вузе и вокруг вуза. Это обстоятельство мало учитывается в образовательной политике, в организации воспитательной работы со студентами, между тем как от него в немалой степени могут зависеть ценностные ориентации и жизненные планы будущих специалистов.
15
Иначе пытались соединить социологию и психологию представители психологии масс - Густав Лебон и Габриэль Тард. Эти ученые, психологизируя общественные отношения, считали основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которого человек осваивает нормы, ценности и нововведения. Основное внимание уделялось феномену «толпы» и поведению в ней отдельных индивидов, акцентируя механизмы их взаимодействия, взаимовлияния, прежде всего, через подражание. Рассматривая общество как продукт взаимодействия индивидов, Тард выделял три основных социальных процесса: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Принцип подражания является основным положением теории Тарда, который первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие.
Наряду с трактовкой социальности как подражательности, являющейся, по его утверждению, проявлением основного закона всего сущего - всемирного повторения, Тард связывал возможность социальной эволюции с отклонениями от строгого повторения, инновациями, т. е. актами индивидуального творчества, изобретения. Новые поколения не только осваивают и повторяют социальный опыт, но и вводят новые приемы и способы жизнедеятельности. В обществе происходит отбор новых начинаний, которым суждено распространяться в массах. [101, С. 196].
В изучении групповой идентификации одна из ведущих ролей принадлежит теориям развития личности, помогающим объяснить сущность групповой идентичности. Самоидентификация личности происходит в условиях ее постоянного социального взаимодействия с другими людьми, в ходе которого у человека возникает совокупность представлений о самом себе. Она включает в себя как осознание человеком собственных физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценку, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Этот набор установок, направленных на самого себя, называется Я-концепцией [94, С. 23].
16
Первым из ученых разработку проблематики Я-концепции начал Уильям Джемс. Он полагал, что самооценка личности бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. «Самоуважение определяется отношением действительных способностей с потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает действительный успех, а знаменатель притязания: самоуважение = успех / притязания.
При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязаний будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода» [52, С. 91]. Джемс фактически указал на два пути повышения самооценки -индивид может улучшить представление о себе либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель.
Джемс различал две стороны личностного существования - личность и «Я», которые являются познаваемым объектом и познающим субъектом. Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: 1). физическую личность (телесная организация, одежда, семейство, домашний очаг); 2). социальную личность, связанную с признанием личности со стороны других представителей человеческого рода; 3). духовную личность как полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств [101, С. 197].
Джемс подчеркивал, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление и на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит. По Джемсу, «на практике получается деление человека на несколько личностей; это может повести к дисгармоничному раздвоению социальной личности» [52, С. 84-85]. Поэтому человек должен искать спасения в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего «Я». Это положение Джемса представляет важным для анализа социализационных условий групповой идентичности молодежи.