Ви є тут

Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России

Автор: 
Башкатова Татьяна Борисовна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2007
Артикул:
191971
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ..........................................З
ГЛАВА 1. ГУМАНИЗМ И ГУМАНИТАРИАНИЗМ: ПРОБЛЕМА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ...........................16
1.1. Гуманизм как социальное и идейное основание гуманитарианизма......................................16
1.2. Сущность и особенности проявления современного гуманитарианизма......................................36
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ................................................66
2.1. Современные социально-гуманитарные организации: цели, функции, приоритетные направления деятельности........66
2.2. Реализация принципа гуманизма в деятельности социальногуманитарных организаций в пол и культурных регионах России (на примере Сибирского региона)...........................89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ...............
125
146
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема гуманизации социальных отношений была актуальна во все времена. В современных условиях потребность в комплексном решении проблемы связывается с расширением социальных и идейных основ гуманитарианизма как международного общественного движения, объединяющего гуманитарные организации по всему миру в единую систему. В то время как гуманитарная деятельность за рубежом приобрела широкие масштабы и получает необходимую поддержку со стороны правительства и бизнеса, в России до сих пор не уделяется должного внимания роли социально-гуманитарных организаций, отсутствует соответствующая законодательная база на федеральном и региональном уровнях. Принятый в начале 2007 г. ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» свидетельствует о понимании важности наличия НКО как оплота гражданского общества в России.
Привлечение внимания к гуманизму как регулятивному принципу деятельности социально-гуманитарных организаций в России также обусловлено тем обстоятельством, что в последнее десятилетие переосмысливается значение гуманизма, изменилось его содержание, появились новые формы в соответствии с нуждами и требованиями времени. Одни авторы интерпретируют этот процесс как объективный и имеющий прогрессивную направленность, другие подчеркивают его негативные последствия, аргументируя тем, что российское общество становится всё более чёрствым, а такие понятия, как доброта и милосердие отходят на второй план.
В течение последних лет проводимые социально-экономические преобразования в России и возрождение благотворительной деятельности непосредственно связаны с гуманизацией государственных решений и реализацией инновационных проектов. Данные действия требуют по-новому взглянуть и переосмыслить гуманизм как методологический принцип
Мы обнаружили, что гуманизм как социальное течение уходит корнями во времена становления человека. Впервые в культуре он заявляет о себе в Древней Греции, руководствуясь принципами демократии, уважения прав и свобод человека, частной собственности. Как показывает история, гуманизм - исключительно адаптивное, динамичное мировоззрение, возникающее там и тогда, где человек обращает внимание на свою, присущую ему толику человечности. Попытка ограничить или проконтролировать свои ресурсы зла и бесчеловечности является трансформацией гуманности в гуманизм. Следовательно, гуманизм можно трактовать как осознанную гуманность. Объективное проявление осознанной гуманности мы наблюдаем в таком структурном социальном образовании конца XX - начала XXI вв. как гуманитарианизм. На сегодняшний день гуманитарианизм представляет собой мощную движущую силу мировой цивилизации, призванную посредством действий различного рода организаций спасать миллионы людей, улучшать их жизнь, руководствуясь принципом гуманизма. Несмотря на свою миссию и цели, гуманитарианизм как социальное и идейное течение образовался сравнительно недавно, предпосылки же его развития мы наблюдаем с давних времён. Отличие современного гуманитарианизма состоит в том, что он основан на базовых идеях исторически сложившегося гуманистического движения. Выделим и охарактеризуем некоторые из них -концепцию человеколюбия, идею о благе и добродетели,- идею о нравственности, концепцию о свободе человеческой личности, идею о духовно богатой личности.
Прежде всего, обратим внимание на концепцию «человеколюбия», которая нашла своё отражение в конфуцианстве. Ту Вейминг (Гарвард) в своей работе «Экологическая сторона нового конфуцианского гуманизма: союз Китая и всего мира» утверждает, что современная рыночная экономика, демократическая политика, гражданское общество означают защиту человеческих прав. Однако существуют сторонники и неоконфуцианства, например, Луй Шу-хсейн (Академия вшса/Таиланд), который утверждает:
«... Земля и Вселенная - это единое целое. Западная цивилизация исчерпала свой конкурентоспособный лимит и может начать разрушительные действия, если не остановится. Ведущим принципом нового тысячелетия является китайская идея Пао-Ье-§оп£-сип (существование в гармонии). Это приведёт нас к созданию новой цивилизации, предотвращению разрушения и взаимного уничтожения» [193, с. 155]. В своем исследовании мы учитываем обе точки зрения.
С течением времени гуманизм претерпевал различные подходы и трактования. Привлекают к себе внимание идеи о благе и добродетели, которые встречаются ещё у античных философов Платона и Аристотеля. Известно, что Цицерон использует понятие «Ьитапи» в значении близком к гуманизму Возрождения. Итальянский гуманизм Х1У-ХУ вв. отличен от современного гуманизма, это - не человеколюбие в сегодняшнем понимании этого термина, а гуманизм как особым образом ориентированное построение научных интересов.
В различные исторические эпохи претерпело трансформацию и отношение к человеку. Так Григорий Палама изображает человека, двигающегося внутрь духовных миров по сложнейшей лестнице, растворяющегося в Божественном свете, способного преображаться, преодолевать все онтологические и антропологические пределы. У Фомы Аквинского человек строго ограничен заведомо поставленными видовыми рамками, он возвышается только намерением, верой и поступками. И это тоже гуманизм, только в схоластическом, утяжеленном развитой догматикой виде.
Отметим, что гуманизм явился ответной реакцией на возрождение христианства в его средневековой форме, как государственной идеологии. Представляется, что уже в эти времена началась институционализация гуманизма. В числе первых гуманистов европейской культуры выделился Франческо Петрарка. Основным принципом гуманизма он провозгласил -лучше желать добра, чем знать добро. На наш взгляд, такой принцип может
18